Правовые основы информационной системы и кадровой политики в сохранении и развитии языков в Республике Саха (Якутия)

Legal background of IT system and HR policy in language conservation in the Sakha Republic (Yakutia)

Для людей, живущих на Севере, где расстояние между населенными пунктами может составлять сотни километров, а до медицинских центров и образовательных учреждений тысячи километров, проблема цифрового неравенства стоит необычайно остро, становится, нередко, элементарным условием физического выживания[1].

В настоящее время для сохранения, изучения и развития языков особое значение приобретают различные средства информационных технологий, которые позволяют фиксировать их в устной и письменной формах. В республике принят ряд фундаментальных решений по поддержке национальных языков в компьютерных системах и сети Интернет.

В целях создания условий для сохранения, равноправного и самобытного развития языков коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) был принят Закон Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2011 года 980-З N 857-IV «О государственной поддержке средств массовой информации, издаваемых (выпускаемых) на языках коренных малочисленных народов севера в Республике Саха (Якутия)».

В 2011 году была принята Государственная программа о сохранении, изучении и развитии государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия). К сожалению, в 2013 году она потеряла статус госпрограммы и вошла в качестве подпрограммы в Государственную программу «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2019 годы». В рамках подпрограммы осуществляется разработка и издание словарей: Большого толкового словаря якутского языка, орфографического, терминологического словарей, справочника унификации якутских имен, разговорников эвенского, эвенкийского языков. Финансируется проведение диалектологических экспедиций по всем языкам, предусмотрены средства на мониторинг использования языков в СМИ, организуется обучение якутскому языку взрослых, русскому языку детей мигрантов.

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.А. Борисов отмечает, что «нужно делать больше интересных телепередач, мультфильмов на родных языках, воспитывать языковую культуру через популярные кинофильмы, через песенное творчество. Мы должны ориентироваться на запросы населения, удовлетворять потребности всех желающих обучаться самим и обучать своих детей родному языку, но при этом не нарушать права людей на свободу выбора. Наряду с углубленным изучением якутского языка, надо давать возможность всем желающим углубленно изучать и другие языки, в том числе иностранные»[2].

Здесь необходимо отметить, что обеспечение прав человека и выполнение им своих обязанностей зависит полностью от государства. Именно государство обладает механизмом, который занимается решением данного вопроса. Несмотря на то, что Глава республики высказывается за активное обучение детей родному языку, в республике ощущается нехватка дошкольных групп в детских садах и классов в общеобразовательных учреждениях, обучающих на родном языке. Особенно остро, данный вопрос стоит в столице республики в г. Якутске. В связи с этим в будущем нельзя исключать ситуации увеличения числа лиц, не знающих правил якутской письменности, орфографии и пунктуации. Подрастающему поколению необходимо передавать традиционные ценности, данное требование является существенным условием сохранения национальной идентичности.

По состоянию на 26.07.2017 в реестре Роскомнадзора на территории Российской Федерации зарегистрированы 78 715 СМИ. Из них на 60 языках народов России выпускается 1931 СМИ (печатные периодические СМИ, информационные агентства, сетевые издания, электронные СМИ) (по состоянию на 14.08.2017). На сегодняшний день, по данным Управления Роскомнадзора в Республике Саха (Якутия) на национальных языках Якутии выходят 68 печатных изданий, из них 7 – на эвенкийском, 1 – на долганском и 1 на эвенском языках. Крупными изданиями на якутском языке являются правительственная газета (за счет ассигнаций госбюджета) «Саха сирэ» с общим тиражом 44 тыс. (распространяется совершенно бесплатно в целях поддержки якутоязычного читателя). Также в каждом районе выпускаются районные газеты, совокупность тиража составляет 15 тысяч. Частная, независимая газета «Кыым» с общим тиражом 23 тыс. (распространяется по почте) является самой популярной сахаязычной газетой. На якутском языке выпускаются 14 журналов, общий тираж – 25 тысяч. Особенность региональной прессы в Якутии довольно специфична. Учитывая удаленность и расстояние между населенными пунктами, а также низкий уровень интернета (скорость и стоимость услуги оставляет желать лучшего) периодическая печать все еще остается флагманом в информационном пространстве. Несмотря на это, на сегодняшний день мы замечаем спад тиражей национальных изданий. К этому способствуют немаловажные факторы:

- кризис читательской среды; сюда можно причислить влияние электронных СМИ, где обилие информации способствует тому, что люди, в основном, молодежь, постепенно перестает читать большие тексты.

- отрицательная динамика языковой ситуации и снижение престижа пользования родным языком.

- недостаток профессиональных кадров; это естественно, потому как, если уменьшается количество читающих, то падает и престиж работы, соответственно, уменьшается число и желающих работать в этом направлении.

- рост тарифов на услуги ФГУП «Почты России». Учитывая большие расстояния между населенными пунктами в республике, сложности погодных условий и транспортной доступности стоимость услуг будет намного выше, чем, например, в центральной части России.

Сейчас быстро развивается информационная сфера, ранее более ассоциировавшаяся с книгами и газетами, позднее – с радио и телевидением, а теперь – с Интернетом. На сегодняшний день, остро стоит вопрос о необходимости поднять в ранг государственной политики размещение якутского языка и языков коренных малочисленных народов Севера в киберпространстве, глобальной сети интернет, о переносе языков народов Якутии в цифровые носители.

Необходимо разработать, принять и проводить в жизнь государственную систему мероприятий по преодолению цифрового неравенства для народов Севера. Это стратегическая задача общества и государства на обозримую перспективу. Для людей, живущих и работающих на Севере необходимо разработать стандарты качества жизни более высокие чем те, что действуют в более благоприятных природно-климатических условиях. Люди на Севере должны иметь реальные гарантии на высочайшее качество медицинской помощи, сохранения здоровья и расширения возможностей для получения образования по самым высоким, современным стандартам. Так и было в 60-х и 70-х годах в период бурного развития северных территорий. Без таких мер государство не удержит людей на Севере. Опыт последних десятилетий убедительно это доказал. Без преувеличений проблема давно уже перешла в разряд важнейших проблем национальной безопасности страны в целом.

Развитие национальных средств массовой информации остаётся важным инструментом сохранения самобытности, самоидентификации народов и укрепления согласия в обществе.

По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 31 октября 2016 года, которое прошло в Астрахани, Владимир Путин дал поручение правительству создать и утвердить профессиональный стандарт для специалистов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Данное поручение Президента Российской Федерации исходит из того, что наблюдается недостаточный уровень профессиональной квалификации специалистов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Специалист по межнациональным и межконфессиональным отношениям должен досконально знать культуру, историю и менталитет своего региона, при этом предъявляемые требования должны учитывать специфику субъекта. По мнению В.А. Кряжкова, в определенных ситуациях нельзя исключать в умеренно необходимых пределах замещение отдельных должностей лицами из малочисленных народов[3]. Реализация данного предложения сыграло бы позитивную динамику по расширению права участия коренных народов в общественной и политической жизни региона.

В Республике Саха (Якутия) для решения актуальных проблем в области региональной кадровой политики была утверждена «Концепция кадровой политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года»; государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие кадрового потенциала Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы»; образован «Совет по вопросам кадровой политики при Главе Республики Саха (Якутия)» Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2010 г. N 410; создан Центр тестирования государственных гражданских служащих, кандидатов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на государственную гражданскую службу.

В результате анализа норм законодательства в информационной сфере и кадровой политики проводимой в Республике Саха (Якутия) предлагаем:

- кандидатам самовыдвиженцам из числа коренных малочисленных народов Севера для регистрации кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия) или кандидатом в депутаты на выборах в парламент Республики Саха (Якутия) Государственное Собрание (Ил Тумэн) по одномандатному избирательному округу освободить от сбора подписей в свою поддержку. А также рассмотреть возможность установить определенное минимальное количество представителей коренных малочисленных народов Севера в составе республиканского списка кандидатов на выборах в парламент Республики Саха (Якутия) Государственное Собрание (Ил Тумэн). Данные меры смогут увеличить представительство коренных малочисленных народов Севера в республиканском парламенте, что скажется положительным образом для достижения общих целей, выполнению задач и способствует реализации прав коренных малочисленных народов Севера;

- благоприятным фактором реализации региональной кадровой политики в республике стала бы разработка положения (механизма) о ротации кадров. Ротация работников позволит раскрыть и повысить кадровый потенциал, а также укрепит служебную дисциплину в органах государственной власти.

-  необходимо использовать потенциал районных газет и предоставить полосы для публикации материала на языках коренных малочисленных народов Севера. Учитывая официальный статус языков малочисленных народов Севера, эта норма могла бы быть обязательной для улусов и наслегов, имеющих статус национального.

 

Литература:

  1. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. –М.: Норма, 2010. -560 с.
  2. Топорков В.В. Национальная политика в российском регионе: опыт Республики Саха (Якутия). – Якутск, 2006. - С. 39.
  3. https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/2649665
  4. http://nu.s-vfu.ru/project/mihail-nikolaev-novoe-razvitie/ (дата обращения: 08.11.2017).
  5. Отчет Министерства по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) о результатах деятельности за 2016 год и об основных задачах на 2017 год.
[1] http://nu.s-vfu.ru/project/mihail-nikolaev-novoe-razvitie/ (дата обращения: 08.11.2017).

[2] https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/2649665

[3] Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. –М.: Норма, 2010. – С. 348.