КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ВОИНСКОГО СЛУЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ

CRITERIA AND INDICATORS OF THE DIAGNOSTICS OF THE EDUCATION OF THE SPIRITUAL AND MORAL BASES OF THE MILITARY SERVICE OF MILITARY SERVANTS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

Для того чтобы всесторонне и полно оценить возможности организации информационно-воспитательной работы по  воспитанию духовно-нравственных основ (ДНО) воинского служения  военнослужащих войск национальной гвардии РФ, нужно иметь обоснованную систему критериев и показателей эффективности.

Критерий (от греч. kritеrion - средство для суждения)  - признак,  на основании которого производится оценка; средство проверки; мерило оценки. Качественная сторона критериев выражает обобщённую характеристику эффективности проводимой работы по воспитанию у военнослужащих духовно-нравственных основ воинского служения .

Количественная сторона критериев показывает степень выраженности, наполнения содержанием составляющих их показателей в цифровом плане.      Это позволяет сопоставлять результаты воспитанию ДНО воинского служения  в различные периоды, а также соизмерять их по отношению к другим подразделениям.

Изучение научной и методической литературы, использование  опыта предыдущих исследований, а также личный опыт организации работы по воспитанию у военнослужащих ДНО воинского служения  позволяет в качестве основных критериев, характеризующих её эффективность, использовать следующие: личностный - уровень психолого-педагогической подготовленности командира; деятельностный, характеризующий его деятельность как организатора воспитания в подразделении; результативный–результаты практической работы командиров по воспитанию ДНО воинского служения .

Данные исследования способствовали уточнению и окончательной доработке системы показателей. В неё вошли:

- степень знания командирами духовно-нравственных особенностей своих подчинённых;

- уровень овладения командирами знанием теоретических и практических методик воспитания ДНО воинского служения  ;

- умение командиром провести мероприятия информационно-воспитательной работы по воспитанию ДНО воинского служения  ;

- степень участия в организации информационно-воспитательной работы всех её субъектов;

- количество военнослужащих по контракту и их семей, ставших объектом воспитания ДНО воинского служения  ;

- соотношение положительных и отрицательных реакций воинов на педагогическое воздействие;

- умение командира прогнозировать потребности и поведение подчинённых;

- умение командира использовать результаты формирования духовно-нравственных основ воинского служения  у  подчинённых в практической деятельности.

Критерии  и показатели  воспитания ДНО воинского служения  военнослужащих войск национальной гвардии РФ:

Личностный критерий:      - степень знания командирами духовно-нравственных особенностей подчинённых;

- уровень овладения командирами знанием теоретических и практических методик воспитания ДНО воинского служения.

Деятельностный критерий: - умение командиром провести мероприятия информационно-воспитательной работы по воспитанию ДНО;

- степень участия в организации информационно-воспитательной работы всех её субъектов;

- количество военнослужащих по контракту и их семей, ставших объектом воспитания ДНО воинского служения.

Результативный критерий: - соотношение положительных и отрицательных реакций воинов на педагогическое воздействие;

- умение командира прогнозировать потребности и поведение подчинённых;

- умение командира использовать результаты воспитания духовно-нравственных основ воинского служения  у подчинённых в практической деятельности.

По совокупности показателей трёх критериев определяется эффективность воспитания ДНО в подразделении, которая соответствует определённым уровням. Мы предполагаем, что  уровни можно условно обозначить как: «высокий», «средний», «низкий». Данная методика дала возможность сравнивать  результаты воспитания ДНО воинского служения  военнослужащих войск национальной гвардии РФ в экспериментальных и контрольных подразделениях.

 

Литература

  1. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. - С. 226.
  2. Беловолов В.А. Включение в войсковую стажировку курсантов занятий на основе ценностной составляющей межэтнической толерантности, позитивного межкультурного взаимодействия  // European Social Science Journal.- 2017. - № 2-2. -  С. 138-142.
  3. Беловолов В.А. Межэтнические установки в поликультурной образовательной среде военного института // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-3. - С. 197-204.
  4. Беловолов В.А. Культурологический подход и правовая культура офицера внутренних войск МВД России: методологический анализ // Направления и перспективы развития образования в военных институтах ВВ МВД России. VII Межд. научно-практич. Конфер.- Новосибирск, 2016.
5.Беловолов В.А. Обогащение воспитательной работы этнокультурным компонентом как одно из условий формирования этнической толерантности курсантов в военном институте // Гуманитарные науки и образование в Сибири. - 2014. -  № 4 (16). - С. 44-52.

6.Беловолов В.А. Аксиологические основания профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России //Историческое наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).Новосибирск,  2015.  - С. 178-192.

  1. Беловолов В.А., Султанбеков Т.И. Актуализация в воспитательной работе этнокультурного потенциала образовательной среды военного института // Педагогика. - 2017. - Т. 1. № 5. -С. 95-99.
  2. Беловолов В.А. Модель формирования межэтнической толерантности курсантов в образовательной среде военного института внутренних войск МВД России // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства. - Самара, 2015. - С. 284-288..
  3. Беловолов В.А., Султанбеков Т.И. Организация экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности курсантов // European Social Science Journal. - 2016. - № 5. - С. 240-245.
  4. Глинский Б.А. Грязнов Б.С.,Дынин Б.С.,Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). – М. : Изд-во Московского ун-та, 1965. – 248 с.
  5. Грабарь М.И.Ю, Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях.– М.: Педагогика, 1977. – 203 с.
  6. Новиков A.M. Методология образования. – М. : Эгвес, 2002..
References
  1. Brief philosophical encyclopedia. - M., 1994. - p. 226.
  2. Belovolov V.A. Inclusion in the military internship of cadets on the basis of the value component of interethnic tolerance, positive intercultural interaction // European Social Science Journal.- 2017. - № 2-2. - p. 138-142.
  3. .Belovolov V.A. Interethnic installations in a multicultural educational environment of a military institute // Problems of modern pedagogical education. - 2017. - № 56-3. - p. 197-204.
  4. Belovolov V.A. The cultural approach and the legal culture of the officer of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia: a methodological analysis // Directions and prospects for the development of education in the military institutions of the MIA of Russia. VII Int. scientific and practical Conference.- Novosibirsk, 2016.
  5. Belovolov V.A. Enrichment of educational work with an ethnocultural component as one of the conditions for the formation of ethnic tolerance of cadets at a military institute // Humanities and Education in Siberia. - 2014. - № 4 (16). - p. 44-52.
  6. Belovolov V.A. Axiological Foundations of the Professional Activity of the Officer of the Interior Troops of the Interior Ministry of Russia // Historical Heritage of the Great Patriotic War (1941-1945). Novosibirsk, 2015. - p. 178-192.
  7. Belovolov V.A., Sultanbekov T.I. Actualization in the educational work of the ethnocultural potential of the educational environment of the military institute // Pedagogy. - 2017. - V. 1. No. 5. -C. 95-99.
  8. Belovolov V.A. Model of formation of interethnic tolerance of cadets in the educational environment of the military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Legal and spiritual-moral education of the Russian officers. - Samara, 2015. - p. 284-288 ..
  9. Belovolov V.A., Sultanbekov T.I. Organization of experimental work on the formation of inter-ethnic tolerance of cadets // European Social Science Journal. - 2016. - № 5. - p. 240-245.
  10. Glinsky B.A. Gryaznov B.S., Dynin B.S., Nikitin E.P. Modeling as a method of scientific research (epistemological analysis). - Moscow: Moscow University Press, 1965. - 248 p.
  11. Grabar M.Y.Y., Krasnyanskaya K.A. The use of mathematical statistics in pedagogical research. - M .: Pedagogy, 1977. - 203 p.
  12. Novikov A.M. Methodology of education. - M.: Egves, 2002 ..
(©)В.А. Беловолов(2018)