МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОСРЕДСТВОМ СБОРНИКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «ТУМУКТУУР ТУРУГУТУК УЛЭ»

MONITORING THE FORMATION OF METASUJECT RESULTS THROUGH “FINAL TEST WORK” – A COLLECTION OF METASUBJECT VINSPECTION WORK FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS

ФГОС задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Теперь результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих предметные, метапредметные и личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсально учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.[1; с.27].

Хорошее знание, умелое владение родным языком являются важными аспектами развития всего народа, его культуры, воспитания подрастающего поколения, уважающего свои обычаи и традиции (В.Г.Костомаров). Данная разработка актуальна тем, что по республике пока широко не распространены метапредметные проверочные работы на якутском языке.

Новизной данной работы является разработка полного комплектаконтрольно – измерительных материалов (электронное пособие CD диски, рабочая тетрадь метапредметных проверочных работ, программа по обработке результатов в Excel).

В разработанных нами метапредметных проверочных работах отслеживается интеграция предметов якутского языка, литературного чтения на якутском языке, математики, окружающего мира, что дает возможность комплексно оценить достижения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования для национальных школ.

Целью данной работы является мониторинг сформированностиметапредметных УУД учащихся 1 – 4 классов с якутским языком обучения для проектирования учебного процесса и принятия своевременных управленческих решений.

Задачи:

  1. Разработать сборник метапредметных проверочных работ «Тумуктууртургутукулэ» в начальных классах МБОУ «Чакырская СОШ» на якутском языке.
  2. Разработать систему оценивания предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся начальных классов.
  3. Провести апробацию метапредметных проверочных работ «Тумуктууртургутукулэ».
  4. Проанализировать результаты мониторинга и сделать коррекцию работы.
Данная работа имеет полный комплект контрольно-измерительного материала: задания в двух вариантах; подробные инструкции: направленность заданий, рекомендации по проведению и оцениванию; готовые таблицы для определения уровня обученности и сформированности предметных,метапредметных и личностных результатов. Сборник содержит электронное пособие, изданное в типографии ИРОиПК РС(Я), а также изданарабочая тетрадьметапредметных проверочных работ для 1 классав издательстве «Бичик».

Все данные вводятся в таблицу оценивания предметных, метапредметных результатов – регулятивных универсальных учебных действий (далее УУД), познавательных УУД, коммуникативных УУД  (таблица 1) и личностных  результатов.

Таблица 1

Пример. Задания касающиеся коммуникативных УУД.

  Номер задания 3 4.2. 5.3. 7 11 12  
  Предмет Якут.язык, лит.чт. на якут. языке Окружающий мир Окр.мир, математика Матем., якут.язык Якут. язык Якут. язык
Содержание заданий

 

 

Фамилия,

имя

Назвать отдельныечасти текста Работа с таблицей, животные Набл. за животн, устные вычисл. Слово, составление предл., составл. вопроса к задаче Составление предложения Объяснение значения слов Итог в баллах
1 Гаврильев Ринат 0 0 0 0 4 2 6
2 ГаврильеваДайаана 3 2 2 0 5 2 14
Как пользоваться таблицами метапредметных результатов?

Шаг 1. Проверить контрольную работу учащихся, выставить балл на полях работы рядом с заданием.Шаг 2. Перенести баллы в таблицу результатов в колонку с номерами заданий в соответствующие графы. Шаг 3. Далее программа Excel автоматически считает баллы и делает сводную таблицу результатов по предметным, метапредметным и личностным результатам каждый по отдельности. К каждому УУД в ключе оценивания соответствует определенный балл. Сумма баллов за задание переводится в 100-балльную шкалу. Каждое задание показывает овладение какими-то УУД. Соответственно по каждому УУД можно сказать, на какую долю (%) оно сформировано учеником (рис.1)

Рис.1. Уровни сформированностиУУД, 3 класс (сентябрь, 2018г)

Результаты диагностики анализируются как по вертикали, так и по горизонтали и делаются определенные выводы (рис.2).

Рис.2. Сформированность регулятивных УУД, 3 класс (апр. 2018 г. и сент. 2018 г.)

 

Таким образом, мониторинг сформированностиметапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующим. А также поможет определить насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

Сборник включен во внутришкольный мониторинг качества образования в системе оценивания планируемых УУД в ООП НОО. По материалам сборника проведена кустовая метаолимпиада для учащихся начальных классов, учителями школы используются тексты для проверки техники чтения учащихся, отдельные задания по предметам для проведения контрольных и проверочных работ.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  2. Битянова М.Р. Меркулова Т.В. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать» Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. – М.: Издательский дом ФЕДОРОВ //изд. «Учебная литература», 2012.
References
  1. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A., Karabanova O.A., Salmina N.G., Molchanov S.V. How to design universal learning activities: from action to thought. M.: Prosvescheniye, 2008. 151p.
  2. Bityanova M.R., Merkulova T.V. Guidelines for activity book “learn to learn and act” Monitoring of metasubject universal learning activities. M.: publishing house FEDOROV//pub. “Educational literature”, 2012.
@Н.В.Шадрина, 2018