В ФГОС достаточно много внимания уделяется формированию безопасного образа жизни и современной культуры безопасности жизнедеятельности. Но первая ступень (начальная школа), в соответствии с ФГОС НОО не предусматривает изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности», однако современный уровень культуры безопасности жизнедеятельности начинает формироваться при изучении курса «Окружающий мир», других базовых предметов начальной школы, а также в кружках и факультативах, на занятиях в группах продлённого дня.
Для выявления первоначального уровня культуры безопасности жизнедеятельности использованы: методика В.Т. Кудрявцевой на выявление представлений о здоровом образе жизни; тест «Культура безопасности жизнедеятельности», имеющая своей целью выявление первоначального уровня культуры безопасности жизнедеятельности младших школьников. Автор использует следующие критерии:
- представления детей о здоровье как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека;
- взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным привычкам).
Далее в целях изучения первоначального уровня культуры безопасности жизнедеятельности нами разработаны два опросника №1 и №2 на тему «Культура безопасности жизнедеятельности». На этом этапе дети работали по опроснику №1. Разработанные тесты состоят из 10 вопросов, направленные на знание младшими школьниками конкретных правил безопасной жизнедеятельности.
Если ученик получил от 15 до 20 баллов - уровень культуры безопасности жизнедеятельности находится на высоком уровне, от 10 до14 баллов - средний, от 0 до 9 баллов - низкий.
Получили следующий результат: «высокий уровень» - 25%, «средний уровень» - 58%, «низкий уровень» - 17%.
На данном этапе разработаны и проведены уроки (таблица1), классные часы и внеурочные занятия (таблица 2) по определенным темам на формирование у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности и проанализированы полученные результаты.
Таблица 1
Темы уроков по окружающему миру
Тема урока | Цель урока | Кол. Час. | Планируемые результаты |
Наша гигиена | Познакомить с правилами личной гигиены, формировать у учащихся навыки пользования средствами личной гигиены | 1 | Знающий правила личной гигиены и навыки пользования средствами личной гигиены ребенок |
Правила дорожного движения | Воспитывать навыки правильного поведения на улице, осознанного использования правил ПДД в повседневной жизни; формировать навык сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения; воспитывать у детей дисциплинированность, ответственность за свое поведение в процессе дорожного движения | 2 | Знающий правила дорожного движения и умело пользующийся ими, несущий ответственность за свое поведение в дорожном движении ребенок |
Режим дня | Формировать у учащихся знания о здоровом образе жизни и о режиме дня; дать понятие о режиме дня и его составление | 1 | Знающий основы здорового образа жизни и соблюдающий их ребенок |
Пожарная безопасность
|
Познакомить детей с основами пожарной безопасности, основными причинами возникновения пожаров; научить правилам пожарной безопасности и действии при пожаре | 2 | Умеющий правильно вести себя при случае пожара, соблюдающий правила пожарной безопасности, знающий основные причины возникновения пожаров и впоследствии не допускающий их ребенок. |
Как вести себя дома и на улице? | Научить правилам поведения дома, на улице и в общественных местах, воспитывать дисциплинированность | 1 | Знающий и соблюдающий правила поведения на улице, дома и в общественных местах, дисциплинированный в плане своего поведения ученик |
Школа первой помощи
|
Формировать у учащихся навыки оказания первой медицинской помощи в различных экстренных ситуациях | 2 | Умеющий оказывать первую помощи в экстренных ситуациях, ответственный и оперативно действующий ученик |
Здоровое питание | Познакомить учащихся с полезными и вредными продуктами питания и организацией режима питания | 1 | Различающий вредные и полезные продукты питания, умеющий организовывать свой режим дня, а также следящий за здоровьем ребенок |
Как жить в безопасности? (обобщающий урок) |
Обобщить, повторить и закрепить пройденное, проверить остаточные знания; научиться вести себя адекватно в разных жизненных ситуациях; формировать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих | 1 | Знающий ПДД, правила пожарной безопасности, здорового питания, оказания первой помощи, личной гигиены, поведения дома и на улице, а также соблюдающий здоровый образ жизни младший школьник |
Таблица 2
Внеурочные мероприятия
Форма проведения | Тема | Цели |
Классный час | Что такое безопасность? | Углублять и повторять знания о правилах безопасного поведения; способствовать формированию у учащихся осознанной потребности в сохранении здоровья; воспитывать навыки осознанного применения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, в школе и дома |
Классный час | Терроризм - угроза обществу | Показать младшим школьникам на примерах событий в мире, что такое терроризм, каковы его последствия, какие существуют возможные способы защиты от него; воспитывать личность-героя и патриота, умеющего сострадать людям |
Классный час | Школа здоровья | Сформировать привычку к здоровому образу жизни, учить быть здоровым, воспитывать бережное отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; учит элементарным правилам здорового образа жизни, научить уберечь себя от болезней и факторов, разрушающим физическое здоровье человека |
Открытое занятие-дискуссия | Если хочешь быть здоров | Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здоровья человека; познакомить с правилами, направленными на сохранение собственного здоровья |
Проект | Путь от дома до школы | Разработать маршрут от дома до школы и обратно с целью закрепления правил поведения на улице и проезжей части; |
Детям очень понравилось создавать проекты, маршрут от дома до школы в особенности. Посещение школьного медицинского персонала Кривошапкиной Т. Р. повлияло на детей с хорошей стороны, так как учащиеся с интересно слушали ее лекцию, советы и наставления, что, еще больше дало необходимость соблюдать здоровый образ жизни. По данным контролирующего этапа наблюдается рост высокого уровня культуры безопасности жизнедеятельности с 50% на 58%, средний уровень также вырос с 8% до 33%, а низкий уровень, наоборот, понизился до 8%, что показывает улучшенные результаты по методике Кудрявцева.
Следующим методом выявления уровня культуры безопасности жизнедеятельности является результат опросника «Культура безопасности жизнедеятельности»: высокий уровень повысился на 17% (с 25% на 42%), средний уровень понизился на 16% (с 58% на 42%), а низкий уровень - без изменений. Таким образом, увеличение высокого уровня и уменьшение среднего уровня является показателем того, что культура безопасности жизнедеятельности у большинства детей выросла.
Литература
- Кудрявцев В.Т., Егоров Г.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольного возраста). М.: Линик – Пресс, 2000. 296 с.
- Байбородова Л.В.Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. Пособие. М.: ВЛАДОС, 2003. 273 с.
- Kudryavtsev V. T., Egorov, G. B. Developing pedagogy of health improvement (preschool age). M.: Link-Press, 2000. 296 p.
- Bayborodova L. V. Methods of teaching the basics of life safety: method. Benefit. M.: VLADOS, 2003. 273 p.