ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ESTABLISHING A CULTURE OF SAFETY THE YOUNGER STUDENTS

Актуальность темы продиктована тем, что в современном мире безопасность жизнедеятельности является главной проблемой для человечества, так как жизнь человека подвергается опасности очень часто. ООН называет проблему безопасности жизнедеятельности одной из главных и необходимых для научных исследований. Специалисты различных научных направлений отмечают, что для того, чтобы формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности необходимо, в первую очередь, образование (Г. Казанцев, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, И.А. Щеголев и др.). Правила безопасного поведения всегда связаны с жизненными циклами человека, но начинать готовить ребенка к жизни в современном мире необходимо начиная уже с первых ступеней школьного возраста (Т.С. Грядкина, В.Г. Каменская, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Н.Н. Авдеева).

В ФГОС достаточно много внимания уделяется формированию безопасного образа жизни и современной культуры безопасности жизнедеятельности. Но первая ступень (начальная школа), в соответствии с ФГОС НОО не предусматривает изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности», однако современный уровень культуры безопасности жизнедеятельности начинает формироваться при изучении курса «Окружающий  мир»,  других базовых предметов начальной школы, а также в кружках и факультативах, на занятиях в группах продлённого дня.

Для выявления первоначального уровня культуры безопасности жизнедеятельности использованы: методика В.Т. Кудрявцевой на выявление представлений о здоровом образе жизни; тест «Культура безопасности  жизнедеятельности», имеющая своей целью выявление первоначального уровня культуры безопасности жизнедеятельности младших школьников. Автор использует следующие критерии:

  • представления детей о здоровье как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека;
  • взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным привычкам).
Каждый ребенок на свое понимание и в силу своих возможностей отвечал на вопросы. Конечно, не у всех вышло как ожидалось. Есть дети, которые не знают про здоровый образ жизни почти ничего, но при этом на зубок знают про вредные и полезные привычки человека. А есть те, которые очень хорошо ознакомлены со здоровым образом жизни и безопасностью вообще, привели примеры на тот или иной вопрос беседы правильно. Но, большинство детей ответили хорошо. Распределение первоначальных уровней культуры безопасности жизнедеятельности по методике В. Т. Кудрявцева, видно, что что половина класса (50%) имеет высокий уровень культуры безопасности жизнедеятельности,  средний уровень 8% учащихся, а низкий уровень 32%.

Далее в целях изучения первоначального уровня культуры безопасности жизнедеятельности нами разработаны два опросника №1 и №2 на тему «Культура безопасности жизнедеятельности». На этом этапе дети работали по опроснику №1.          Разработанные тесты состоят из 10 вопросов, направленные на знание младшими школьниками конкретных правил безопасной жизнедеятельности.

Если ученик получил от 15 до 20 баллов - уровень культуры безопасности жизнедеятельности находится на высоком уровне, от 10 до14 баллов - средний, от 0 до 9 баллов - низкий.

Получили следующий результат: «высокий уровень» - 25%,   «средний уровень» -  58%, «низкий уровень» -  17%.

На данном этапе разработаны и проведены уроки (таблица1), классные часы и  внеурочные занятия (таблица 2) по определенным темам на формирование у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности и проанализированы полученные результаты.

 

Таблица 1

Темы уроков по окружающему миру

Тема урока Цель урока Кол. Час. Планируемые результаты
Наша гигиена Познакомить с правилами личной гигиены, формировать у учащихся навыки пользования средствами личной гигиены 1 Знающий правила личной гигиены и навыки пользования средствами личной гигиены ребенок
Правила дорожного движения Воспитывать навыки правильного поведения на улице, осознанного использования правил ПДД в повседневной жизни; формировать навык сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения; воспитывать у детей дисциплинированность, ответственность за свое поведение в процессе дорожного движения 2 Знающий правила дорожного движения и умело пользующийся ими, несущий ответственность за свое поведение в дорожном движении ребенок
Режим дня Формировать у учащихся знания о здоровом образе жизни и о режиме дня; дать понятие о режиме дня и его составление 1 Знающий основы здорового образа жизни и соблюдающий их ребенок
Пожарная безопасность

 

Познакомить детей с основами пожарной безопасности, основными причинами возникновения пожаров; научить правилам пожарной безопасности и действии при пожаре 2 Умеющий правильно вести себя при случае пожара, соблюдающий правила пожарной безопасности, знающий основные причины возникновения пожаров и впоследствии не допускающий их ребенок.
Как вести себя дома и на улице? Научить правилам поведения дома, на улице и в общественных местах, воспитывать дисциплинированность 1 Знающий и соблюдающий правила поведения на улице, дома и в общественных местах, дисциплинированный в плане своего поведения ученик
Школа первой помощи

 

Формировать у учащихся навыки оказания первой медицинской помощи в различных экстренных ситуациях 2 Умеющий оказывать первую помощи в экстренных ситуациях, ответственный и оперативно действующий ученик
Здоровое питание Познакомить учащихся с полезными и вредными продуктами питания и  организацией режима питания 1 Различающий вредные и полезные продукты питания, умеющий организовывать свой режим дня, а также следящий за здоровьем ребенок
Как жить в безопасности?

(обобщающий урок)

Обобщить, повторить и закрепить пройденное, проверить остаточные знания; научиться вести себя адекватно в разных жизненных ситуациях; формировать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих 1 Знающий ПДД, правила пожарной безопасности, здорового питания, оказания первой помощи, личной гигиены, поведения дома и на улице, а также соблюдающий здоровый образ жизни младший школьник
 

Таблица 2

Внеурочные  мероприятия

Форма проведения Тема Цели
Классный час Что такое безопасность? Углублять и повторять знания о правилах безопасного поведения;

способствовать формированию у учащихся осознанной потребности в сохранении здоровья; воспитывать навыки осознанного применения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, в школе и дома

Классный час Терроризм - угроза обществу Показать младшим школьникам на примерах событий в мире, что такое терроризм, каковы его последствия, какие существуют возможные способы защиты от него; воспитывать личность-героя и патриота, умеющего сострадать людям
Классный час Школа здоровья Сформировать привычку к здоровому образу жизни, учить быть здоровым, воспитывать бережное отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; учит элементарным правилам здорового образа жизни, научить уберечь себя от болезней и факторов, разрушающим физическое здоровье человека
Открытое занятие-дискуссия Если хочешь быть здоров Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей

человеческой жизни; выделить компоненты здоровья человека;

познакомить с правилами, направленными на сохранение собственного здоровья

Проект Путь от дома до школы Разработать маршрут от дома до школы и обратно с целью закрепления правил поведения на улице и проезжей части;
 

Детям очень понравилось создавать проекты, маршрут от дома до школы в особенности. Посещение школьного медицинского персонала Кривошапкиной Т. Р. повлияло на детей с хорошей стороны, так как учащиеся с интересно слушали ее лекцию, советы и наставления, что, еще больше дало необходимость соблюдать здоровый образ жизни.        По данным контролирующего этапа наблюдается рост высокого уровня культуры безопасности жизнедеятельности с 50% на 58%, средний уровень также вырос с 8% до 33%, а низкий уровень, наоборот, понизился до 8%, что показывает улучшенные результаты по методике Кудрявцева.

Следующим методом выявления уровня культуры безопасности жизнедеятельности является результат опросника «Культура безопасности жизнедеятельности»: высокий уровень повысился на 17% (с 25% на 42%), средний уровень понизился на 16% (с 58% на 42%), а низкий уровень - без изменений. Таким образом, увеличение высокого уровня и уменьшение среднего уровня является показателем того, что культура безопасности жизнедеятельности у большинства детей выросла.

 

Литература

  1. Кудрявцев В.Т., Егоров Г.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольного возраста). М.: Линик – Пресс, 2000. 296 с.
  2. Байбородова Л.В.Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. Пособие. М.: ВЛАДОС, 2003. 273 с.
         References
  1. Kudryavtsev V. T., Egorov, G. B. Developing pedagogy of health improvement (preschool age). M.: Link-Press, 2000. 296 p.
  2. Bayborodova L. V. Methods of teaching the basics of life safety: method. Benefit. M.: VLADOS, 2003. 273 p.
© Т.Н. Готовцева, Е.Э.Сидорова, 2018