ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [2].

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии» [1].

Роберт И.В. под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных)[3].

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в нашу школу в последнее десятилетие. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

- интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий [3].

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

- вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

- трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

- комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

- графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

- моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений [5].

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Многие педагоги все с большей готовностью включают современные информационные технологии в свою методическую систему. Чаще всего используются программные средства учебного назначения – обучающие программы. Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям [6]. Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.).

С помощью информационных технологий мы решали такие дидактические задачи как: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; повышение продуктивности самоподготовки учащихся; усиление мотивации к обучению; активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; обеспечение гибкости процесса обучения.

Изучив психолого-педагогическую литературу, богатый и разнообразный опыт использования информационных технологий в учебном процессе младших школьников, мы разработали систему уроков математики, русского языка, литературного чтения [7]. Система уроков в мультимедийном классе с использованием тренажеров, презентаций, наглядных иллюстраций в процессе обучения в начальной школе позволяет решить все многообразие воспитательных и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младших школьников.

В учебном процессе мы использовали мультимедийные программы, которые можно разделить на две группы:

  1. Тренировочные программы по русскому языку и математике. Они ориентированы на доведение навыков до автоматизма. Обучающий компьютер выступает инструментом, который организует самостоятельную работу учащегося и управляют ею. Такие программы называют домашним репетитором.
  2. Интерактивные уроки Кирилла и Мефодия.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, мы получаем возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволяет нам проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Постепенно использование презентаций, компьютерных программ стало на уроках не только достоянием учителя. Мы включали в этот процесс самих учащихся, которые уже во втором классе готовили презентации, рефераты в электронном виде для уроков литературного чтения, познания мира.

Во втором классе мы формировали у учащихся соответствующие навыки и умения работы с информацией. На данном этапе мы предлагали не индивидуальную, а групповую работу, работу в сотрудничестве, которая позволяла совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Эта работа выполнялась учащимися либо в режиме форума, чата, либо по электронной почте, в режиме online. Задание давалось на группу одно, роли распределялись самими учащимися. Выполненное совместно задание отправлялось учителю и оценивалось им одинаково для всей группы. Считаем, что такой подход формирует чувство ответственности не только за собственную работу, но за работу всех членов группы и всей группы в целом. Мотивация учебной деятельности в этом случае значительно выше, так как учащиеся обращались к информационным средствам обучения вполне осознанно, желая получить знания.

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы накладывает свой отпечаток на успешность процесса обучения детей, на качество их знаний, сформированность умений и навыков, развитие самостоятельности младших школьников.

Критериями результативности нашей работы были определены:  самостоятельность; уровень сформированности знаний; уровень сформированности умений и навыков; успеваемость.

Сравнивая данные двух срезов мы пришли к тому, что в экспериментальном классе количество детей с высоким уровнем самостоятельности увеличилось на 3 человека (13,62%), со средним уровнем увеличилось на одного человека (4,54%), количество учащихся с низким уровнем уменьшилось на 4 человека (18,16%). На момент окончания экспериментальной работы количество детей с высоким уровнем сформированности знаний в экспериментальном классе увеличилось на 4 человека (18,16%), со средним уровнем увеличилось на 1 человека(4,54%); с низким уровнем уменьшилось на 5 человек  (22,7%). Количество детей с высоким уровнем сформированности умений и навыков в экспериментальном классе увеличилось на 3 человека (13,62%), с средним уровнем увеличилось на 1 человека (4,54%), с низким уровнем уменьшилось на 4 человека (18,16%). После проведения второго среза % качества увеличился на 31,78% (что составляет 77,18%), % успеваемости увеличился на 9,1% (что составляет 100%), средний балл увеличился на 0,6. В контрольном классе результаты не изменились.

Полученные данные дают нам возможность говорить, о результативности проводимой нами работы.

 

Литература

  1. Сорочинский М.А., Барахсанова Е.А. Основные этапы развития дистанционных технологий в мировом образовательном пространстве// –Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 232–234.
  2. Глоссарий /http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIttuig.outt:l!yl)
  3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.
  4. Инновационные технологии в образовании / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. / Сост. Земцов Д.И. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 141 c.
  5. Корнеев И.К., Ксандопуло Г.Н., Машурцев В.А. Информационные технологии. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009. - 224 с.
  6. Зайцева С.А., Иванов В.В. Современные информационные технологии в образовании// http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm
  7. Гордиевская С.П. Русская грамота. Звук [о], буквы О, о // Преподавание в начальной школе// http://festival.1september.ru/articles/606542/
 

References

  1. Sorochinskij M.A., Barahsanova E.A. Osnovnye jetapy razvitija distancionnyh tehnologij v mirovom obrazovatel'nom prostranstve// –CHeboksary: CNS «Interaktiv pljus», 2015. – S. 232–234.
  2. Glossary /http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIttuig.outt:l!yl)
  3. Robert I. V. Modern information technologies in education. - M.: School Press, 1994.
  4. Innovative technologies in education / edited by Abylgaziev I. I., Ilyin I. V. / Comp. Zemtsov D. I. - M.: MAKS Press, 2011. - 141 C.
  5. Korneev I. K., Ksandopulo G. N., Masorti V. A. Information technologies. - M.: TK velbi, Prospekt, 2009. - 224 p.
  6. Zaytseva S., Ivanov V. V. modern information technologies in education// http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm
  7. Gordievskaya S. p. Russian letter. Sound [o], letters O, O / / teaching in primary school// http://festival.1september.ru/articles/606542/
© Г.П. Григорьев, В.А. Шапошников В.А. 2018