ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ К ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

FEATURES EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF READINESS OF THE FUTURE OFFICERS OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE CIVIC EDUCATION OF SOLDIERS

Современное развитие Российского общества, связанное, прежде всего, с необходимостью отстаивания национальных интересов и восстановлением исторически предопределенного геополитического положения страны среди наиболее развитых государств мира, актуализирует вопросы гражданственности населения в целом и военнослужащих войск национальной гвардии РФ в частности. Поиск подходов к повышению уровня готовности будущего офицера войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих выявил необходимость применения комплекса педагогических условий для повышения эффективности обозначенного процесса. Соглашаясь с теоретико-методологическим подходом А.М. Новикова и др., для подтверждения достаточности выявленных педагогических условий выбираем метод педагогического эксперимента [9].

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) в Кратком философском словаре определяется как род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский характер и проводимого в искусственных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения [1].

Вопросы изучения и организации педагогического эксперимента раскрыты в работах С.И. Архангельский, В.И. Журавлёва, В.В. Краевского, A.M. Новикова, Д.А. Новиков, М.Н. Скаткина и др.

Мы согласны с позицией А.М. Новикова, который понятие педагогический эксперимент использует как синоним педагогического исследования и рассматривает, как общий эмпирический метод, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях [9].

Организуя педагогический эксперимент в военном институте, мы опирались на методологические принципы научного исследования: целостности, последовательности, объективности [2].

Эксперимент по проблеме исследования реализовывался в 3 этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).

Предварительно, в целях обеспечения валидности эксперимента, были определены контрольная и экспериментальная группы, при этом особенностью стала необходимость учитывать организационно-штатную структуру военного института, так как участие в эксперименте было возможно только в составе штатных подразделений [3].

На констатирующем этапе эксперимента особенностью, в ходе выявления уровня готовности будущего офицера войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих, стало использование метода экспертной оценки, основанного на мнении представителей центрального аппарата войск национальной гвардии РФ, Приволжского и Сибирского округа войск национальной гвардии РФ и офицеров ВООВО [4].

Основываясь на анализе научной литературы и на личном опыте, на формирующем этапе эксперимента в качестве необходимых педагогических условий были определены:

  • Реализация интегративного спецкурса «Формирование готовности будущего офицеров войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих»
  • Включение занятий, направленных на формирование готовности будущего офицеров войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих, в программу войсковой стажировки, что позволило получить определенную практику в реальных условиях
  • Обогащение воспитательной работы компонентами формирующими готовность будущего офицеров войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих [5,7].
На контрольном этапе эксперимента для подтверждения достаточности, реализованных педагогических условий, проведено сравнение результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группах, в результате чего была математически доказана значимость разницы этих результатов [6].

Таким образом, поставленный нами педагогический эксперимент, выступая как сконструированный и реализованный педагогический процесс формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих, включающий принципиально новые его элементы, дал возможность глубже увидеть связи между различными его сторонами и точно учитывать результаты внесенных изменений [8].

 

Литература

  1. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. - С. 226.
  2. Беловолов В.А. Включение в войсковую стажировку курсантов занятий на основе ценностной составляющей межэтнической толерантности, позитивного межкультурного  взаимодействия  // European Social Science Journal.- 2017. - № 2-2. -  С. 138-142.
  3. .Беловолов В.А. Межэтнические установки в поликультурной образовательной среде военного института // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-3. - С. 197-204.
  4. Беловолов В.А. Культурологический подход и правовая культура офицера внутренних войск МВД России: методологический анализ // Направления и перспективы развития образования в военных институтах ВВ МВД России. VII Межд. научно-практич. Конфер.-  Новосибирск, 2016.
  5. Беловолов В.А. Обогащение воспитательной работы этнокультурным компонентом как одно из условий формирования этнической толерантности курсантов в военном институте // Гуманитарные науки и образование в Сибири. - 2014. -  № 4 (16). - С. 44-52.
  6. Беловолов В.А. Аксиологические основания профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России //Историческое наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).Новосибирск,  2015.  - С. 178-192.
  7. Беловолов В.А., Султанбеков Т.И.  Актуализация в воспитательной работе этнокультурного потенциала образовательной среды военного института // Педагогика. - 2017. - Т. 1. № 5. -С. 95-99.
  8. Беловолов В.А., Султанбеков Т.И. Организация экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности курсантов  // European Social Science Journal. - 2016. - № 5. - С. 240-245.
  9. Новиков А.М., Методология научного исследования. / Новиков Д.А. – М.: Либроком. – 280 с.
 

References

  1. Concise encyclopedia of philosophy. - M., 1994. - P. 226.
  2. Belovolov V. Inclusion in military training of cadets of occupations on the basis of value component of interethnic tolerance, positive intercultural interaction / / European Social Science Journal.- 2017. - № 2-2. - P. 138-142.
  3. Belovolov V. A. Ethnic setup in a multicultural educational environment of the military Institute // problems of modern pedagogical education. - 2017. - № 56-3. - P. 197-204.
  4. Belovolov V. A. Culturological approach and legal culture of the officer of internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia: methodological analysis // Directions and prospects of development of education in military institutions of the Ministry OF internal Affairs of Russia. VII Int. scientific and practical. Confer.- Novosibirsk, 2016.
  5. Belovolov V. A. Enrichment of educational work by ethno-cultural component as one of conditions of formation of ethnic tolerance of cadets in military Institute / / Humanities and education in Siberia. - 2014. - № 4 (16). - P. 44-52.
  6. Belovolov V. A. the Axiological bases of professional activity of the officer of internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia //Historical heritage of the great Patriotic war (1941-1945).Novosibirsk, 2015. - P. 178-192.
  7. The Belovolov V. A. Sultanbekov T. I. Mainstreaming in the educational work of the ethno-cultural potential of the educational environment of the military Institute // Pedagogy. - 2017. - Vol. 1. No. 5. - P. 95-99.
  8. Belovolov V., Sultanbekov T. I. organization of experimental work on the formation of interethnic tolerance of cadets / / European Social Science Journal. - 2016. - № 5. - P. 240-245.
  9. Novikov M., Methodology of scientific research. / Novikov D. – M.: Librokom. - 280 p.
©Г.В. Чумаров, В.А. Беловолов, С.П. Беловолова, А.В. Вабищевич, 2018