ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОРЕЙСКОМ ОТКРЫТОМ НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

DISTANCE FORM OF LEARNING IN THE SYSTEM OF CONTINUING VOCATIONAL EDUCATION IN KOREA NATIONAL OPEN UNIVERSITY

Главным условием, которые определяют успешность профессиональной, социальной, личностной самореализации, является непрерывное образование личности. Непрерывное образование основывается на следующих принципах: единство государственного и общественного образования; динамичность форм образования, многообразие и гибкость; ориентации на личность будущего специалиста; определенная целостность содержания образования.

В трудах Е.В. Бандаревской, С.Г. Вершловского, В.В. Горшкова, О.С. Гребенюка, В.С. Ильина, В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой, В.В. Серикова, А.П. Тряпицыной, Е.Н.Шиянова, И.Я. Якиманской раскрываются вопросы модернизации системы непрерывного образования [3].

Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего                                  и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий [4].

В условиях кардинальных изменений в системе профессионального образования необходимо обратиться к анализу опыта и существующей практики подготовки специалистов в зарубежных странах. Принятая концепция непрерывного образования выдвигает профессиональное образование на определяющие позиции в основных направлениях социально-экономического развития современного мира. Дистанционное непрерывное профессиональное образование – самая перспективная форма подготовки и переподготовки специалистов в XXI веке, которая характеризуется гибкостью, динамичностью и соответствует потребностям отраслей экономики

Во многих странах существует открытый университет, который финансируется правительствами и является лидером в области дистанционного образования. В Испании – национальный университет дистанционного образования, в ФРГ – Хагенский заочный университет,                               в Великобритании – Британский Открытый университет, В Южной Корее – Корейский национальный открытый университет (КНОУ), в котором накоплен значительный опыт системы дистанционного профессионального образования.

Первый «Императорский университет Кэйдзё (경성제국대학)»                                       в Корейском полуострове был открыт  в 1924 году по указу президента Республики Корея и предлагал четыре направления обучения: юридический, инженерный, медицинский, подготовительный.

С 1945 года Правительством Республики Корея было одобрено открытие университетов в стране. В настоящий момент в Южной Корее престижными университетами считаются Сеульский национальный университет, Университет Ёнсэ, Университет Корё, Женский университет Ихва, Университет Соган, Университет Ханян и Университет Сонгюнгван.

В 1972 году по указу президента Республики Южная Корея был открыт Корейский национальный открытый университет (한국방송통신대학교) в качестве первого учебного заведения, занимающегося непрерывным профессиональным обучением [6]. Основной задачей университета является предоставление шансов населению страны на получение высшего образования, улучшение уровня образования граждан, расширение и развитие общественного образования и подготовка специалистов для различных отраслей экономики страны [5].

По определению Вишняковой С.М., открытый университет – это образовательное учреждение, созданное с целью обеспечения широкого доступа к высшему профессиональному образованию. Обучение осуществляется в заочной (дистанционной) форме, а также посредством прямых контактов между учащимися и преподавателями [1]. Зайцева О.В. считает, что непрерывное образование - образование, которое должно обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков [2].

Применение дистанционных технологий обучения в Южной Корее обусловлено высокой стоимостью при очной форме обучения, переподготовки и отрывом от работы сотрудников при очном обучении.

В Корейском национальном открытом университете особая система поступления. Абитуриенты обычно поступают на первый курс, но в данном университете они могут поступать на второй или третий курс в том случае, если уже прошли первый или второй курс в предыдущем вузе, или у них есть диплом бакалавриата. По данным опроса, проведенного Институтом дистанционного обучения при КНОУ, в весеннем семестре 2018 года - 44,1% студентов поступили на первый курс, 9,1% - на второй,  46,8% - на третий.

При Корейском национальном открытом университете созданы 13 филиалов университета, которые ведут образовательную деятельность на всей территории Южной Кореи. Данный университет предлагает четыре направления обучения: гуманитарные науки, факультет социальные науки, естественные науки, педагогические науки. Использование информационных технологий в системе профессионального образования позволяет создавать инновационные образовательные организации с более широкими возможностями и высокой конкурентоспособностью.

Основной контингент студентов, обучающихся в КНОУ составляют: 40-50-летние студенты - 28%; 20-30-летние студенты -  27,1%; 30-40-летние студенты - 23,6%; 50-60-летние студенты - 15,7%, старше 60 лет - 5,6%. Социологический опрос по выявлению причин поступления студентов                                 в университет показал, что: 39,5% - составляют студенты, которые поступили в университет с целью повышения квалификации, перехода на другую работу, создания бизнеса, повышения по службе; 25,6% - поступили для повышения интеллектуального кругозора, 16,9% - поступили в университет для осуществления мечты по получению образования, 9,2% - с целью социального признания и повышения уверенности в себе; 8,8% - послевузовское обучение. В 2018 году КНОУ обучается 110 тысяч студентов, из которых: 33,2% - мужчины, 66,8% - женщины.

В настоящее время используется синхронное и асинхронное обучение. При асинхронном обучении студенты занимаются по индивидуальному учебному плану, при синхронном обучении студенты дистанционно разделены, но взаимодействуют в процессе обучения в одно время. Содержательная учебная информация включает в себя теоретически, практический, справочный, контролирующий материал (тестирование), моделирующий материал, программное обеспечение. Применяются электронные средства дистанционного образования: компьютерные программы, электронные библиотеки. В процессе обучения в университете используются кейс-технологии, сетевые-технологии, TV-технологии. При кейс-технологии используются печатные материалы, видео- и аудиоматериалы, практикумы лабораторные. В сетевых технологиях используются интерактивные методы обучения: электронные учебники, электронные библиотеки, мобильные приложения, программные компьютеризированные курсы, интернет-технология.  TV-технология основывается на видео-лекциях, видео-конференциях, видео-консультациях с педагогом.

Университет использует свой сайт (http://www.knou.ac.kr) и мобильное приложение «филиал U-KNOU (кор. U-KNOU 캠퍼스)» для реализации своей учебной программы.

Возможности дистанционной формы обучения в Корейском национальном открытом университете широко используются ведомствами и корпорациями      в процессе подготовки и переподготовки кадров.

В педагогической практике КНОУ технологии дистанционного образования ориентированы на индивидуальный и групповой график педагогического процесса для студентов. В процессе дистанционного обучения реализуется подход моделирования, конструирования образовательных продуктов, использование корпоративных образовательных продуктов.

Таким образом, система профессиональной подготовки кадров постоянно совершенствуется в содержательной части, так и в вопросах обновления форм организации: развитие электронного обучения с применением дистанционных технологий, совершенствование электронных учебно-методических комплектов, электронных учебно-методических пособий, разработка инновационных технологических решений, использование мобильных форм обучения, электронное обучение с применением дистанционных технологий. В КНОУ обеспечивается доступность качественного профессионального образования в современных социально-экономических условиях через создание инновационной среды, непрерывную систему образования.

 

Литература

  1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. 1999.
  2. Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения. Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 7. стр. 106-108.
3.Концепция и технологии непрерывного педагогического образования в современном вузе: монография / под науч.ред. Е.И. Михайловой. - Якутск: Издательский дом СВФУ,2015. - 226с.

4.Федеральная целевая программа развития образования http://elementy.ru/library9/r1340.htm

5.Сайт Корейского национального открытого университета                                (한국방송통신대학교) https://www.knou.ac.kr

  1. Указ президента Республики Корея от 09.03.1972 № 6160 «О создании Корейского национального открытого университета ( 한국방송통신대학설치령)»
http://www.law.go.kr/LSW/lsInfoP.do?lsiSeq=30667#0000,

 

References

  1. Vishnyakova, S. (1999). Vocational education. A dictionary. Key terms, concepts and actual lexicon. Moscow, NMC SPO.
  2. Zaitseva, O. (2009). Lifelong education: base concepts and definition. TSPU Monthly. Vol.7. 106-108.
  3. Conception and technologies of continuing pedagogical education in modern institute of higher education: A monography. (2015) (sc.ed. by Mikhailova, E.I.). Yakutsk, NEFU Publishing House.
  4. The Special Federal Programme of Education Development. http://elementy.ru/library9/r1340.htm
  5. Korea National Open University. (한국방송통신대학교) https://www.knou.ac.kr
  6. Korea Republic President Decree 6160 (09.03.1972) “On creation of Korea National Open University (한국방송통신대학설치령)” http://www.law.go.kr/LSW/lsInfoP.do?lsiSeq=30667#0000
© П. Мичжин, С.Ф.Петрова, 2018