Обучение за рубежом в магистратуре ориентировано на приобретение определенных компетенций, а с точки зрения профессионального самоопределения, то это дело самого обучающегося. В условиях, когда сама специальность быстро меняется, меняются производственные технологии, работодатель ищет работника адаптивного и устойчивого в профессии. Это требование современного производства не может быть достигнуто путем ориентации результатов магистерского образования только на компетенции будущего работника.
В Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) стандарты более интегрированные и уже в процессе обучения создаются условия для самоопределения, самореализации, что дает возможность сделать систему магистерского образования более гибкой и полезной.
В процессе обучения на уровне магистратуры обучающийся самостоятельно учится ориентироваться в пространстве и времени динамично развивающейся профессии учителя, что позволяет ему правильно выбрать вектор своего развития с учетом потребностей школы и современной ситуации в мире. В СВФУ разработаны магистерские программы как отдельные модули высшего профессионального образования, где представлены разные модели образования. Студент может свободно выбирать свою траекторию развития в течении всего процесса обучения. Это является важным условием в непрерывной подготовке учителя физики, так как влияет на вектор профессиональной ориентации магистрантов [1].
В данной статье раскрыты пути внедрения идей синергетики в учебно-воспитательный процесс магистратуры.
- Учебный предмет физика призван формировать научное мировоззрение. Философ Л. Лопатин в своем труде «Вопросы философии» писал: «Научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни или искусстве невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены между собою и могут быть разделены только в воображении» [2, с. 411]. Научное мировоззрение меняется с течением времени. В.И. Вернадский в своем труде «О научном мировоззрении» писал, что научное мировоззрение является представлением о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой. Под этим автор подразумевает определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания [3]. Н.В. Шаронова считает, что мировоззрение представляет собой форму общественного и личного сознания [4, с.6]. Таким образом, научное мировоззрение всегда проникнуто сознательным волевым стремлением человеческой личности расширить пределы знания, охватить мыслью все окружающее. Основная образовательная программа школы призвана формировать понимание и убеждение каждого учащегося в том, что мир - это источник знаний и поле познания, и главная задача человека научиться познавать окружающий мир.
Профессиональные навыки формирования на уровне миропознание будущим учителям присваиваются на уровне обучения «бакалавриат». На уровне магистратуры мы считаем необходимым введение профессиональных компетенций формирования ценностного восприятия мира, важнейшими средствами которых являются: а) постановка проблемных ситуаций методологического характера, когда школьнику необходимо мобилизовать новую аргументацию для доказательства своей точки зрения; б) организация ситуаций сталкивания школьников с методологически неверными утверждениями «провокационного» характера, требующими от них опровержения этих утверждений, активной борьбы против них, отстаивания своих взглядов [6]. Кроме этого, работающие в школе учителя, готовящиеся к дальнейшей учебе в аспирантуре могут и достигают сами уровня миропроявления путем открытий инновационного характера в профессиональной деятельности, так как среда этому соответствует. Тогда происходит изменение вектора профессиональной ориентации современного учителя на уровне магистратуры в сторону освоения второго и третьего этапов формирования мировоззрения обучающихся.
- Психологами доказано существование разных типов мышления. За исследования по специализации правого и левого полушарий мозга доктор Спири получил в 1981 году Нобелевскую премию. Более поздние исследования подтвердили наличие двух типов мышления. Ныне их принято называть линейными нелинейныммышлением. Управление реальностью жизни возможно только при гармоничном сочетании и одновременном использовании этих двух подходов. Современный учитель физики, подготовленный на уровне бакалавриата, не подготовлен к формированию разных типов мышления. Он готовится к формированию логического, линейного мышления. На уровне магистратуры появляется возможность готовить студента к использованию приемов и методов формирования нелинейного типа мышления (эвристического, глобалистического, синергетического и др.).
- Так как жизнь многообразна и жизненные ситуации разрешаются разными подходами, то появляется необходимость в систему образования на уровне магистратуры включать не только науку, но и организовывать совместное действие науки, искусства и религии, что достигается синергетическими методами обучения. При этом надо понимать, что это не слияние, а совместное синергетическое воздействие, которое приводит к достижению высокого внутреннего напряжения (интеллектуального, эмоционального, духовного). Если правильно был подготовлен студент, то есть был введен в состояние смущения предшествующим хаосом, то он сделает правильный выбор, то есть у будущего учителя физики появится опыт нелинейного решения профессиональной проблемы путем синергетического мышления, лежащего в основе поведения творческой личности [7].
- Образовательная практика в магистратуре по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) показала, что могут одновременно обучаться учителя разных дисциплин (математики, физики, информатики, химии, биологии и гуманитарии) и знакомиться с новой для себя сферой. Что их объединяло? Синергия, общение друг с другом обеспечивает отход от узкой специализации, когда формируется предметник, то есть учитель ориентированный только на свой учебный предмет. На уровне магистратуры появляется возможность направить учебный процесс на развитие и саморазвитие личности обучаемого.
Воплощение идей синергетики в учебно-воспитательный процесс является важным условием обновления и обогащения содержания непрерывной двухуровневой подготовки будущих учителей с учетом требований сегодняшнего, стремительно развивающегося мира.
Литература
- Степанова Т.И. Карпова Е.В. Реализация инновационного аспекта профессионально-педагогического образования // Сборник трудов межд. н-пр. конф. «Научные перспективы ХХ1 века. Достижения и перспективы нового столетия». – Междунар. Научный Институт «Educatio». Педагогические науки. 111 (10). 2015, С.18-20
- Инновационная подготовка кадров государственной службы. Издание второе, стереотипное / Под общ. ред. В.Л. Романова, Л.А. Василенко - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 140 с.
- Вернадский В.И. О научном мировоззрении. //На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. – М.,1990.- С.180-203
- Шаронова Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педвузов. – М.: МП МАР, 1994. – 183 с.
- Усова А.В. Развитие мышления в процессе обучения / Развитие мышления в процессе обучения физике: Сборник научных трудов / Под ред. С.А. Суровикиной – Омск: Изд-во Академия, 2004. – С.3-10
- Степанова Т.И. Инновационная подготовка учителя физики: монография/ Т.И. Степанова - Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2011 - 131с.
- Степанова Т.И., Петрова Р.И., Карпова Е.В. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию будущего учителя физики в университете Журнал // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2018, №1 (97) , с. 132 – 146
- Stepanova, T. I., Karpova E. V. the Implementation of an innovative aspect of professional pedagogical education // proceedings of int. n-PR. Conf. "Scientific prospects of the XX1 century. Achievements and prospects of the new century". – International. Scientific Institute "Educatio". Pedagogical science. 111 (10). 2015, Pp. 18-20
- Innovative training of civil service personnel. Second edition, stereotype / Under the General editorship of V. L. Romanova, L. A. Vasilenko - Moscow: Izd-vo rags, 2008. - 140 p.
- Vernadsky V. I. on the scientific worldview. //At the turn. Philosophical discussions of the 20s. Philosophy and worldview. - M., 1990.- P. 180-203
- Sharonova N. In. Methods of formation of scientific Outlook of students in teaching physics: textbook on special course for students of pedagogical universities. – Moscow: MP MAR, 1994. - 183 p.
- Usova A.V. Development of thinking in the learning process / the Development of thinking skills in learning physics: Collection of scientific works / Under the editorship of S. A. Surovikino – Omsk: publishing house of the Academy, 2004. - P. 3-10
- Stepanova T. I. Innovative preparation of the teacher of physics: monograph/ T. I. Stepanova-Yakutsk: publishing and printing complex NEFU, 2011-131s.
- Stepanova T. I., Petrova R. I., Karpova E. V. formation of readiness for professional self-development of the future teacher of physics at the University Journal. I. Ya. Yakovleva. 2018, №1 (97), p. 132-146