ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ ОЛЕКМИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

THE PROBLEM OF EMPLOYMENT OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN UNGRADED SCHOOLS OF OLEKMINSKY DISTRICT OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

В настоящее время во многих населенных пунктах Республики Саха (Якутия) стоит проблема трудоустройства учителей в малокомплектных школах и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала [2, 3]. Наибольшее количество малокомплектных школ находятся в Олекминском районе, их всего 12 школ. В данной статье рассматриваем, для примера три школы Олекминского района: Муниципальная бюджетная общеобразовательное учреждение «Дабанская средняя общеобразовательная школа» в селе Дабан, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дельгейская средняя общеобразовательная школа» в с. Дельгей, МКОУ «Солянская средняя общеобразовательная школа» в с. Солянка. Данные о количественном составе субъектов образовательной деятельности малокомплектных школ представлены в таблице 1.

Таблица 1

Количественный состав субъектов образовательной деятельности

малокомплектных школ

Наименование школы Общее количество обучающихся по всей школе Количество обучающихся в начальной школе Количество учителей начальных классов
1. МКОУ «Солянская СОШ» 46 15 3
2. МБОУ «Дабанская СОШ» 45 12 2
3. МКОУ «Мачинская СОШ 24 9 2
 

В кабинетах обучаются два класса одновременно на одного учителя по разным программам. Из-за нехватки педагогических кадров, происходит функциональная нагрузка на учителя: практически ведут по несколько предметов, попутно исполняя обязанности и завхоза, и библиотекаря, и т. д. В таких условиях работать с полной отдачей, нужно быть универсалом, энтузиастом своего дела и самоотверженным человеком.

Данное описание процесса трудовых будней многофункционального учителя может по разному влиять на качество обучения. Например, не все формы коллективной работы над учебным материалом могут быть доступны обучающимся, что снижается эффективность обучения, но тем не менее, для детей есть условия индивидуального подхода.

С чем связано возникновение проблемы трудоустройства учителей начальных классов в малокомплектных школах?

Во-первых, на сегодняшний день это низкая заработная плата, не секрет, что ставка у учителя начальных классов в школе примерно - 8,5 тыс. руб. и добавляется надбавка молодому специалисту 10 тысяч рублей.

Во-вторых, молодые специалисты не хотят работать в отдаленных сельских поселениях со слаборазвитой социально-экономической инфраструктурой, так как отсутствует должная социальная защита в сфере услуг здравоохранения, правоохранительных органов и социальных институтов.

В-третьих, следовательно, в школах работают учителя, которые уже давно находятся в пенсионном возрасте, но при этом на пенсию уходить не собираются из-за нехватки кадров. Но тем не менее, опытный учитель-пенсионер – является наставником для молодого учителя и прекрасным руководителем студийной работы, кружковой, других форм дополнительного образования.

Некоторые регионы (Иркутская область, Тюменская область, Омская область) сами осуществляют политику по привлечению молодых специалистов. Разрабатывают программы, стимулирующие меры социальной поддержки молодых педагогов [1, с.10]. Например, можно разработать программу поддержки молодых специалистов под названием «Сельские школы». Эта программа позволяет решить проблемы кадров в сельских школах. По этой программе молодому учителю, согласившемуся работать в сельской местности предполагается вручить первичный стартовый капитал для приобретения недвижимости. По условиям проекта, он должен поработать там не менее трех лет.

В программе молодой специалист могут принимать участие учителя, а также выпускники вузов, находящиеся на стадии завершения обучения и стремящиеся работать по специальности. Представляем некоторые условия программы молодому специалисту:

  1. Льготная ипотека с пониженной процентной ставкой, минимальной суммой первоначального взноса (сумму можно внести из регионального бюджета) и длительный срок кредитования;
  2. Жилищные кооперативы для учителей – проект «Учительский дом»;
  3. Льготная аренда жилья – проект «Доходные дома».
Проблема трудоустройства учителей начальных классов в малокомплектных школах Олекминского района РС (Я) будет стоять актуальной и востребованной в нашей системе образования еще долгое время. Для этого необходимо повышать престижность профессии преподавателя, совершенствовать знания и квалификацию учителей, поддерживать талантливых педагогов, повышать их социальный статус. Проблема не исчезнет до тех пор, пока не придут молодые специалисты.

 

Литература

  1. Каштанова Е. В. Программа набора молодых специалистов / Е. В. Каштанова, О. А. Поволокина // Кадровик. - 2017. - № 8. - С. 43-47.
  2. Кожурова А.А. Конкурентные преимущества студенческой молодежи с высшим образованием на рынке труда // Вестник СВФУ им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – Якутск: Изд-во «СВФУ». – 2017. - №1(05). – С.18-25.
  3. Неустроева А.Н., Неустроев Н.Д., Кожурова А.А. Социально-экономические условия реализации начального общего образования в Республике Саха (Якутия) // Современные проблемы науки и образования. – 2017. -№ 1. References
  4. Kashtanova E.V. Recruitment Program of young professionals / E.V. Kashtanova, O.A. Povolokina // Kadrovik. - 2017. - № 8. - P. 43-47.
  5. Kozhurova A.A. Competitive advantages of student's youth with higher education in the labour market // Vestnik of the NEFU n. a. M.K. Ammosov. Series: Pedagogy. Psychology. Philosophy. – Yakutsk: Publishing house of the "NEFU". - 2017. - №1 (05). - P. 18-25.
  6. Neustroeva A.N., Neustroev N.D., Kozhurova A.A. Socio-economic conditions of realization of primary general education in the Republic of Sakha (Yakutia) // Modern problems of science and education. - 2017. - № 1.
© А.А. Кожурова, Д.В. Сафонова, 2018