ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЯКУТИИ В ХХ В.: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

POLYTECHNICAL EDUCATION IN YAKUTIA IN THE XX CENTURY: HISTORY AND PERSPECTS

Сегодня общество ставит перед государством и системой образования новую задачу: подготовить высококвалифицированные рабочие кадры, которые смогут "включиться" в имеющуюся систему работы предприятий и организаций в кратчайшие сроки и готовые повышать свой профессиональный уровень. Внедрение практико-ориентированного (в том числе дуального) обучения в профессиональном образовании и проектно-ориентированного подхода в обучении в системе высшего образования должно решить данную задачу. Тем временем, перед системой общего образования стоит вопрос подготовки всесторонне развитой личности для его дальнейшего совершенствования на следующих ступенях образования, т.е. подготовки выпускника, готового влиться в студенческий социум и взрослую жизнь. В условиях ФГОС, решение может дать реализация политехнического образования.

Политехническое образование - это не ноу-хау, а известная и достаточно хорошо разработанная система организации образовательного процесса. П.Р. Атутов определяет его как "процесс и результат активного (деятельного) усвоения учащимися общей технологической культуры, общих способов технологического преобразования действительности"               [1, с. 6].

Политехническое образование в Якутии, зарождается в советское время. В имперский период истории России на территории Якутии практически не было крупной промышленности со сложным технологическим процессом, что и предопределило отсутствие необходимости в специалистах с широким профилем подготовки. В школах того времени, в основном, учили грамоте и азбучному счету. Основному населению грамота была недоступна, т.к. доступ в школы имели только дети якутских тойонов, купцов, попов и писарей.

Переход системы народного просвещения Якутской АССР на принципы политехнической школы начинается после в 30-ые гг. XX в. Бюро Якутского обкома партии в 1931 г. на одном из заседаний отмечало необходимость борьбы с попытками удержать образование на позиции словесной школы, превратить политехническое образование в аналог дореволюционного индивидуального ученичества и узкого ремесленничества, но тенденция к политехнизации школ быстро пошла на убыль с преодолением технологической отсталости страны в промышленности и постановлениями ЦК ВКП(б) начала 30-х гг.

В 1937 г. из школьной программы было исключено трудовое обучение. Поддержка изобретательства и творческой конструкторской работы учащихся со стороны правительства прекратилась. Кружковая практическая деятельность в якутских школах была передана на попечение учителям-энтузиастам. До ХХ съезда Коммунистической партии политика полетихнизации школы была практически приостановлена.

В 1958 г. В.Ф. Афанасьев отмечал улучшение качества преподавания точных дисциплин, таких как физика, математика, биология, черчение и др.[2]. В этот период отмечается некое разделение на сельскую и городскую в деле политехнического образования. Если в селе прививали умения наладить сельскохозяйственную технику, заниматься посевом, уходом и сбором урожая, заготавливать дрова и плести сети для рыбного промысла, то в городских пришкольных мастерских учили делать расчеты чертежей, резать металл, изготавливать болты и гайки, разбираться в механизмах.

В начале 60-х гг. отмечается подъем в деле создания политехнического образования в Якутии: открыты первые физико-математические классы, начинается распространение положительного опыта Г.Е. Бессонова, М.А. Алексеева, В.И. Николаева и др. В 1965 г. на VI съезде учителей и представителей общественности Якутской АССР было принято решение об открытии политехнических школ.

В 70-80 гг. развитие политехнического образования в Якутии продолжилось в том же ключе: распространялся положительный опыт учителей, применялась практика ранней подготовки учащихся к производственной работе.

С падением коммунистической модели в политехническом образовании произошли изменения. Это связано со сменой профессиональных навыков и профессий, необходимых рыночной экономике и внедрением компьютеров в производство. В Республике Саха (Якутия) при поддержке правительства, первого президента РС(Я) М.Е. Николаева стали создаваться политехнические школы, лицеи, создается сеть президентских школ. В ИПКРО кабинет трудового обучения переименован в кабинет политехнического образования, который стал тесно сотрудничать с отделом политехнического образования МО РС (Я).

В 2017 г. главный специалист общего образования МО РС (Я) Сивцева М.В. на Февральском совещании работников образования и науки РС (Я) сообщила, что по статистическим данным на начало 2015-2016 гг. по республике имеется 104 школы политехнического направления, из которых 60% получают дополнительное финансирование [4]. Там же выступили директор МАОУ «Саха политехнический лицей» Тимофеева Н.К. и директор Нижне-Бестяхской средней школы Мегино-Кангаласского улуса Колмакова О.В. где ознакомили о положительном партнерстве сети политехнических школ республики.

28 мая 2018 г. Правительством РС (Я) утверждена Концепция развития среднего профессионального образования на период до 2022 г., где одним из пунктов Министерству образования и науки дано задание по разработке и утверждению Концепции политехнического образования в Якутии в 2018 г. Ожидается, что данная Концепция даст нормативно-правовую базу для создания эффективной модели непрерывного политехнического образования с интегрированием системы "Школа-СПО-Предприятие" [3].

23 августа 2018 г. на августовском совещании работников образования прошел Круглый стол на тему "Развитие сети политехнических школ Республики Саха (Якутия) и Сети Президентских школ Республики Саха (Якутия)", где директора сети политехнических школ обсудили приоритетные направления политехнического образования в Якутии и фронт деятельности для решения государственной приоритетной задачи по подготовке инженерно-технических кадров для развития экономики республики до 2030 г.

Краткий ретроспективный анализ показывает, что деятельность местных органов власти и педагогической общественности было направлено на дело создания устойчивой системы политехнического образования с учетом требования времени. Можно считать, что развитие политехнического образования должно стать приоритетным направлением в деле подготовки высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических специалистов для развития республики и государства.

 

Литература

  1. Атутов П. Р. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников / П. Р. Атутов, В. А. Поляков; отв. за вып. Ю. П. Аверичев и др. – М. : Просвещение, 1985. – 128 с.
  2. Афанасьев В.Ф. Осуществление политехнического обучения в школах//Социалистическая Якутия-1958-8.8.
  3. Об утверждении Концепции развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) и Комплексного плана мероприятий по развитию среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) для обеспечения рабочими кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на период до 2022 года [текст]: распоряжение правительства Республики Саха (Якутия) от от 28 мая 2018 года N 611.
  4. Политехническое образование в Республике Саха (Якутия) // Сайт Министерства образования РС (Я) - URL: https://minobr.sakha.gov.ru/news/front/view/id/2719953 (дата обращения: 08.10.2018).
References
  1. Atutov p. R. the Role of labor training in the technical education of students / P. R. Atutov, V. A. Polyakov; resp. for vol. Averichev, Y. P. and others – M. : Education, 1985. - 128 p.
  2. Afanasiev, the implementation of Polytechnic education in schools//socialist Yakutia-1958-8.8.
  3. About the approval of the Concept of development of secondary professional education of the Republic of Sakha (Yakutia) and the Complex plan of actions for development of secondary professional education of the Republic of Sakha (Yakutia) for providing with working personnel of branches of economy and the social sphere of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period till 2022 [text]: the order of the government of the Republic of Sakha (Yakutia) of may 28, 2018 N 611.
  4. Polytechnic education in the Republic of Sakha (Yakutia) / / website of the Ministry of education of the RS (I) - URL: https://minobr.sakha.gov.ru/news/front/view/id/2719953 (date of application: 08.10.2018).
© С.С. Федосеев, 2018