Выпуск №1(1), март, 2016

Кривошапкина К..

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Новые образовательные стандарты диктуют нам новые образовательные результаты. У ребенка на первой ступени обучения должны быть сформированы следующие компетенции: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Научить ребенка работать с информацией, развивать его мышление и активизировать познавательную деятельность является главной задачей. Добиться этого нам помогают информационно-коммуникационные технологии.

Читать далее

Ариунаа C.., Энхтуяа В..

Интенсивные методы обучения и развитие творческого мышления у студентов

Рассмотрены особенности процесса познания, влияющие на них факторы, их составные части, связи в системе, и определили способы повышения эффективности при сравнении примеров обучения банковских работников.

Читать далее

Иванова С.А., Петрова Т.В., Попов Д.И.

К вопросу о туристско-рекреационном районировании Якутии

Северо-Восток России в целом, и Якутия в частности, является практически неосвоенным туристским регионом мира. Однако регион обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом, позволяющим рассматривать его как перспективный. Туристско-рекреационное районирование выступает в качестве научной базы территориального планирования и управления туристским комплексом. В настоящее время районирование этой части практически России не разработано. В статье представлен вариант туристско-рекреационного районирования Республики Саха (Якутия) – самой большой административной единицы России и мира. Выделено 9 районов на основе использования административного, природного, социально-экономического и населенческого критериев. Для каждого района определена туристская специализация – существующая и перспективная, которая была установлена на основе анализа имеющихся природных, культурных, социальных и экономических ресурсов.

Читать далее

Зырянов М.П.

К вопросу о регулировании молодежной безработицы в Республике Саха (Якутия)

В статье рассматриваются актуальные вопросы регулирования молодежной безработицы в Республике Саха (Якутия) на основе анализа данных статистических и социологических исследований. Подчеркивается необходимость пересмотра законодательства, регулирующего понятия занятости молодежи, на региональном и федеральном уровнях.

Читать далее

Иванова М.Г., Кычкина А.Е., Поротова А.Л.

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Представлено описание проекта, целью которого является формирование модели информационного взаимодействия между субъектами региональной системы подготовки спортивного резерва в Республике Саха (Якутия) с использованием программных продуктов фирмы "1С".

Читать далее

Дуброва Н.А., Мигунова Н.П., Пешкова Е.Н.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА «БУСИНКА»

В статье рассматривается социализация детей с ограниченными возможностями здоровья как актуальная проблема коррекционной педагогики. Представлен опыт творческого коллектива «Бусинка» как основы создания и развития совместной деятельности детей, направленной на достижение общих целей.

Читать далее

Набережная А.Т., Шипкова Ю.А.

РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТООБОРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА БАЗЕ ПЛАТФОРМЫ «1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.3»

В данной статье рассматривается создание автоматизированной информационной системы документооборота по учету и движению контингента.

Читать далее

Андреев В.Е.

ПРОЕКТ АПРОБАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ФОРМ УЧЕБНИКОВ

В статье дается описание проекта апробации и внедрения электронных форм учебников ведущих издательств РФ в школах Сибири и Дальнего Востока.

Читать далее

Сафиулин А.Н.

ОНЛАЙН-ШКОЛА КАК ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

В статье дается описание современных методик преподавания. Описывается информационная среда, адаптирующаяся на основе профиля, персонифицирующая не только сложность и объем учебного контента или заданий, но и способ его передачи.

Читать далее

Андреев В.Е., Григорьев П.А.

НОВАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ САНПИН, ФГОС

В статье дается описание программы автоматизированного составления расписания на базе продукта «1С:Автоматизированное составление расписания. Школа».

Читать далее

Артемьева С.В.

«МУЛЬТСТУДИЯ «ДОР5ООН КУСТУГА» КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

В статье рассмотрен процесс социализации детей дошкольного возраста  с ограниченными возможностями здоровья в условиях мультстудии «Доргоон кустуга».

Читать далее

Кайгородов С.П., Сокольников С.Н.

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

В данной статье рассматриваются теоретические основы управления информационными ресурсами и понятия информационных систем. Выделяются основные направления стандартизации информационных ресурсов в данное время и приоритетные задачи сферы образования в области информационных технологий.

Читать далее

Родионов М.А.

АДАПТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ, УЧИТЫВАЮЩАЯ ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЕННОСТИ (ПРОЕКТ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРАМПЛИН»)

В статье дается содержательно-методическая характеристика проекта по разработке системы адаптивного автоматизированного обучения школьников математике, учитывающего характер их предметной одаренности.

Читать далее

Павлова Е.П., Шипкова А.А.

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

В статье рассматриваются подходы к понятию социальной адаптации как процесса и результата встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Авторы отмечают, что эффективным средством адаптации первоклассника к школе является искусство и художественное творчество.

Читать далее

Солдатова Г.Ф.

Проблемы создания эффективной системы государственного регулирования агролизинга на региональном уровне

Рассмотрены проблемы государственного регулирования лизинга в АПК на уровне конкретного региона – Республики Саха (Якутия). Приведены авторские позиции относительно мероприятий по государственному регулированию технического обеспечения АПК через агролизинг в области ценовой, налоговой и финансово-кредитной политики. Выделены основные пути совершенствования лизингового механизма.

Читать далее

Ротарь Т.С.

Анализ результатов исследования «Зарплата и нагрузка учителя» в Республике Саха (Якутия)»

Осуществлен статистический анализ результатов мониторинга учителей школ Республики Саха (Якутия) по уровню заработной платы и нагрузки учителей по заданию Общероссийского народного фронта.

Читать далее

Ротарь Т.С.

Федеральная программа материнский (семейный) капитал как фактор повышения рождаемости в регионах Российской Федерации

В рамках данного исследования рассмотрена одна из мер повышения рождаемости населения и поддержки российских семей – Федеральная программа «Материнский (семейный) капитал». Здесь проанализирована численность и рождаемость населения, а также выявлены факторы, влияющие на естественное движение населения страны.

Читать далее

Ковальчук Е..

ФОРМИРОВАНИЕ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье дается обоснование необходимости  тьюторского сопровождения в специальном (коррекционном) учреждении. Сделана попытка анализа деятельности педагогического коллектива  по созданию открытого пространства для субъектов образовательно-воспитательного процесса посредством   модели тьюторского сопровождения  как нового вида службы и поддержки.

Читать далее

Ильина Е.Н.

ПРОЕКТ «МОЙ ПУТЬ К УСПЕХУ»

Преимущество проектной деятельности заключается еще и в том, что в проекте можно объединить различные области знаний, организовать совместную  деятельность школьников и их родителей. Слова «успех» и «успешность» звучат сегодня очень часто. Мы хотим быть успешными сами, ориентируем на успех своих детей. Путь к успеху у каждого свой.

Читать далее

Еропольцева Е..

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.  В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой. Учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания.

Читать далее

Дьякова Т..

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЩИХСЯ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ LEGO-ТЕХНОЛОГИИ

В статье ставится задача рассмотрения влияния Lego-конструирования  на процесс формирования познавательных способностей обучающихся с ОВЗ. Автор описывает возможности Lego-конструктора по созданию условий для погружения воспитанников в творческую среду, которая позволяет ребёнку чувствовать себя и изобретателем и экспериментатором.

Читать далее

Волкова А.С., Ларионова А.Г.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Музыка является одним из эффективных средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни, формирование жизни, формирование личности. Одним из главных целей музыки в начальной школе является воспитание чувства ребенка, его характера и воли, познание мира через художественный музыкальный образ, которое обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения.

Читать далее

Афанасьева Н.Н.

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Учебный проект в начальной школе – первый шаг на пути к исследовательской деятельности  учащихся. Сегодня активно обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Обучение становится практико-ориентированным, что помогает сделать его более значимым для обучающихся, которые видят для чего нужны знания. Такой ученик легко найдет свое место в обществе.

Читать далее

Александрова А.., Афанасьева И.., Саввинова Л.., Тебенькова Н..

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЧТЕНИЕ В РАДОСТЬ!»

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и как результат, школьники не любят, не хотят читать. Важен также выбор книги. От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет.

Читать далее

Аржакова Т.Г.

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В статье рассматривается групповая работа на уроках в начальной школе. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Читать далее

Парамонов А.А.

Источники внешнего финансового капитала предприятий и их целесообразность в условиях российского рынка

Актуальность тематики данной статьи заключается в ограничение финансового капитала для развития предприятий различных отраслей российского рынка. Автором рассмотрены источники внешнего финансового капитала и их целесообразность в условиях экономической конъюнктуры, денежно-кредитного рынка и фондовых площадок России.

Читать далее

Постникова А.Т., Щукина К.Е.

Многодетная семья в современном обществе

В данной статье рассматривается положение, определение, роль и категории многодетной семьи, а также основные законы Российской Федерации, регламентирующие многодетных семей и роль специалиста по социальной работе.

Читать далее

Зырянов М.П.

Актуальные вопросы стратегического планирования развития муниципального образования

В статье рассматриваются актуальные вопросы  стратегического планирования развития муниципального образования на примере анализа программы социально-экономического развития МО «Ленский наслег» Намского района Республики Саха (Якутия).

Читать далее

Карманилова В.В.

Новые профессии и технологии поиска работы: на материалах социологических исследований

В статье рассмотрены актуальные вопросы трудоустройства молодых специалистов на региональном рынке труда. Представлены результаты социологического опроса выпускников ССУЗов и ВУЗов г. Якутска.

Читать далее

Масалова Ю.А.

Мониторинг качества человеческих ресурсов вуза

Рассматриваются вопросы мониторинга качества человеческих ресурсов в вузе на основе разработки моделей компетенций. Определено, что система высшего образования должна способствовать также формированию вовлеченности и конкурентоспособности как качественных характеристик человеческих ресурсов.

Читать далее

Титов Я.Н.

Национально-региональный компонент в преподавании русского языка как иностранного

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные проблем преподавания русского языка как иностранного, о месте и роли национально-регионального компонента на занятиях по русскому языку.

Читать далее

Сатанар М.Т.

Числовое пространство олонхо С.С.Яковлева – Эрилик Эристиин «Буура Дохсун»

Творчество Семена Степановича Яковлева – Эрилик Эристиин неразрывно связано с устнопоэтическим наследием народа, занимая достойное место среди лучших образцов якутского эпоса. Работа представляет собой частотный анализ функционирования числительных, определение тенденций их употребления в олонхо Эрилик Эристиин «Буура Дохсун». Выбор данного языкового пласта в качестве исследования определен особым положением числительных в якутском эпосе. Наблюдения и полученные выводы способствуют выявлению языковых особенностей текста олонхо «Буура Дохсун».

Читать далее

Тимофеева Н..

Продвижение бренда якутского села

Читать далее

Григорьева А.А.

Зарубежный опыт государственной поддержки предпринимательства на примере коренных корпораций штата Аляска, США

В статье рассматривается зарубежный опыт государственной поддержки предпринимательства в северных регионах на примере коренных корпораций  штата Аляска.

Читать далее

Олесова М..

Переводные произведения писателей коренных малочисленных народов Севера в журнале «Чолбон» (1927-2016 гг.)

Работа посвящена рассмотрению публикаций переводных произведений писателей коренных малочисленных народов Севера в литературном журнале “Чолбон”.  

Читать далее

Данилова С..

О переводных произведениях коренных малочисленных народов Севера в литературном журнале «Полярная звезда»

Читать далее

Федоренкова В.С.

Утрата согласования компонентов атрибутивных словосочетаний в некоторых говорах эвенского языка как возможное проявление якутско-эвенской интерференции

В статье рассматриваются виды синтаксической связи компонентов атрибутивных конструкций эвенского языка, анализируются особенности структурной организации определительных словосочетаний в разных говорах эвенского языка. Сравнительный анализ типов атрибутивных конструкций и связи их компонентов позволяет сделать вывод о возможной синтаксической якутско-эвенской интерференции.  

Читать далее

Аманатова А.Н.

Чурапчы көһөрүүтэ Булун улууһугар

Данная статья посвящена актуальной проблеме переселения жителей Чурапчи в  северные улусы ЯАССР: Булунский, Жиганский, Кобяйский в период  Великой Отечественной войны, автор раскрывает характер северных людей,  тепло встретивших переселенцев и разделивших с ними все тяготы того времени.Материал использован из документов и воспоминаний чурапчинцев,  по книге краеведа С.С. Шамаева.

Читать далее

Башарина З..

В.А. Роббек – патриот, талантливый организатор образования и науки

В данной статье  автор раскрывает многогранную личность В.А. Роббек, как крупного ученого-филолога, эвеноведа и организатора образования и науки. Приведены малоизвестные, неопубликованные факты из жизни и деятельности В. Роббека, подчеркивается  значение преемственности идей в сфере высшего образования  в современный период.

Читать далее

Авак Р..

Роль традиционных знаний в материальной и духовной культуре эвенов Камчатки

Читать далее

Гашилова Л.Б., Чернышова С.Л.

Сохранение и развитие традиционной культуры северных этносов в системе этнокультурного образования

В статье рассматривается и обосновывается практика внедрения этнокультурного образования в современных условиях. Уделяется особое внимание важности этнокультурного просвещения для представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ на примере многолетней образовательной практики института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена.

Читать далее

Дедык В..

Изучение корякского языка, литературы в педагогическом отделении колледжа п. Палана

Читать далее

Иванищева О..

Концептосфера и языковая картина мира: соотношение понятий (на материале языка коренного малочисленного народа Севера)

В статье представление соотношение понятий языковая картина мира и  концептосфера, подчеркивается бо́льшая степень антропоцентричности понятия концептосфера, рассматривается соотношение языковой и научной картины мира на примере словарной статьи «Северный олень» (на материале кильдинского саамского языка)

Читать далее

Николаев Е..

Заимствованные аффиксы -каан, -чаан в якутских именах собственных

В статье рассматриваются заимствованные из эвенкийского языка аффиксы -каан и -чаан, с помощью которых образованы некоторые древние якутские имена собственные. Эти аффиксы придают именам ласкательно-уменьшительное значение, употребляются лишь в поэтически стилизованной речи, а также в разговорной речи.

Читать далее

Петров А.А.

В.А.Роббек – выдающийся российский ученый-северовед и организатор науки

Информация о жизни и научно-организационной деятельности В.А.Роббека, о его личном вкладе в развитие североведческой гуманитарной науки. Основные труды В.А.Роббека по эвенскому языку и фольклору, а также значение его научных работ в российском и мировом тунгусо-маньчжуроведении.

Читать далее

Тимофеева Н..

«Чолбон» Иван Арбитаны аан бастаан бэчээттээһинэ

Читать далее

Тимофеева Н..

Олоҥхоһут Тоҥ Суорун

Читать далее

Сатанар М.Т.

Проблема изучения локально-эпической традиции (к постановке вопроса)

Сегодня изучение локальных традиций олонхо продолжает относиться к числу малоразработанных тем якутской фольклористики. В статье приводятся сущностные различия сказаний локальных традиций якутских олонхосутов. Изучение олонхо во всех его этнокультурных ипостасях, подход к каждой из них как к самостоятельной культурной ценности, их сравнительное исследование служит подспорьем для наиболее полного раскрытия  сущности олонхо через призму специфик.

Читать далее

Кудрина У.В.

Студенческая молодежь: брак и создание семьи (на примере студентов СВФУ им. М.К. Аммосова)

В статье рассмотрено отношение студентов СВФУ к созданию семьи. Изучены взгляды молодежи на семейные ценности. Рассмотрено количество браков и разводов в Якутии на 2000-2015год. Результаты показывают, что нынешняя молодежь первым приоритетом в жизни ставит учебу, карьеру. Разработаны  рекомендации по созданию семьи для молодежи.

Читать далее

Турнина В.Н.

Проблематика повести Н. Калитина “Томмоо”

В данной статье представлен анализ проблематики повести эвенкийского писателя Н.Р. Калитина «Томмоо». Автор приходит к выводу, что Н.Калитин в своем произведении поднимает острые проблемы современности: сложные взаимоотношения между людьми (разных социальных положений, разных национальностей, мужчины и женщины), экологии, коррупции, связь поколений, вопросы добра и зла. Основной проблемой повести автор статьи называет проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни.

Читать далее

Гаврильева Н.Г.

Основные этапы изучения курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в общеобразовательной школе

Автор статьи предлагает разработку стратегии и программы регионального этнокультурного воспитания учащихся с учетом возрастных и социально-психологических особенностей учащихся. Предлагается примерная структура и основные направления курса «Культура коренных народов РС (Я)» для разных возрастных категорий обучающихся.

Читать далее

Прокопьева С.В.

Образ осени в лирике Дмитрия Апросимова

В статье предпринята попытка определения образа осени в лирике эвенкийского поэта Дмитрия Нестеровича Апросимова. Для достижения поставленной цели автор обращается к лирике якутского поэта Семена Данилова; делает сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений поэтов, посвященных осени. В заключении делается вывод о том, что эвенкийский поэт Дмитрий Апросимов предпочитал осень другим временам года, часто любовался красотой осенней природы, именно поэтому осень в его стихотворениях воспринимается в образе юной, красивой девушки-невесты и/или счастливой, довольной жизнью женщиной-хозяйкой.

Читать далее

Константинова Т.А.

Описание охотничьих обрядов и традиций эвенов в романах П. Ламутского «Дух земли» и В.С.Соловьева-Болот Боотура «Весенние заморозки»

В статье предпринята попытка определения функции и особенностей описания охотничьих обрядов и традиций эвенов в романах П. Ламутского «Дух земли» и В.С.Соловьева-Болот Боотура «Весенние заморозки». Приводятся примеры, где особенно ярко демонстрируются народные традиции и обряды, связанные с охотой, в особенности добычей медведя. На основе проделанного сравнительного анализа автор делает вывод о том, что в романах подробное описание обрядов и традиций необходимо для убедительного раскрытия образа эвенов как народа. Вместе с тем в романе эвенского писателя П. Ламутского «Дух земли» описания обрядов и традиций более подробны и содержательны, имеют большое познавательное и воспитательное значение.

Читать далее

Лукина Ю.С.

«Умусликэн и его друзья»: тема, идея, проблематика

В статье рассматриваются особенности темы, идеи и проблематики повести-сказки Галины Кэптукэ «Умусликэн и его друзья», определяется актуальность темы и проблематики. Автор приходит к выводу, что произведение становится особенно актуальным в наши дни, когда как никогда остро стоит проблема нравственности.

Читать далее

Саввинова К.П., Соболева С.В.

Социально-психологическая помощь как фактор ресоциализации бывших заключенных

В статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкиваются лица, освободившиеся из исправительных учреждений, а также, ценности которые являются для них значительными на этот период их жизни. Приводятся результаты интервьюирования бывших заключенных по специально разработанному опроснику. Вырисовывается социально-психологический портрет бывших заключенных.

Читать далее

Шестаков А.М.

Проблемы трудоустройства молодых инвалидов в условиях северного города

В статье рассматриваются основные проблемы трудоустройства молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях северного города Якутска, в частности анализируется взаимосвязь мотивации трудовой деятельности молодых инвалидов и желания работодателей в принятии их на работу. Приводятся результаты анкетирования безработных инвалидов и студентов техникума-интерната, выявившие высокую трудовую мотивацию инвалидов.

Читать далее

Бахирев Р.А., Щукина К.Е.

Безработица среди молодежи как социальная проблема

В статье на основе статистических и социологических данных рассматривается проблема безработицы среди молодых людей, выявляются социальные причины безработицы. Приводятся результаты социологического опроса безработных граждан в возрасте от 18 до 30 лет, стоящих на учете в Центре занятости населения города Якутска. Проверяется гипотеза, что основными причинами безработицы молодежи являются неудовлетворенность условиями труда и отсутствие вакансий по специальности.

Читать далее

Назарова Е..

Приобщение ребёнка — дошкольника к миру художественной литературы

Читать далее

Федорова А.Н.

Вопросы изучения сложных слов в якутском языке

В данной статье рассматривается проблема изучения сложных слов в якутском языке. Сложные слова являются особым феноменом в якутском языкознании, представляющим интерес с различных точек зрения.

Читать далее

Евсеев И.В.

Дискриминационный дискурс в текстах региональных СМИ (на примере общественно-политической газеты «Кыым»)

В статье рассматриваются проблемы дискриминационного дискурса в текстах региональных СМИ, рассматриваются вопросы, связанные с отношением представителей титульного этноса к выходцам из иноэтничной и иноконфессиональной среды. Выявляется роль общественно-политической газеты «Кыым» в формировании среды взаимодействия представителей различных этносов и конфессий.

Читать далее

Сатанар М.Т.

Сакральная символика эпических числительных

Сегодня необходим широкий взгляд, системное отношение к языку фольклора, продолжающего оставаться одной из наименее изученных сторон якутского фольклора. В статье анализируется своеобразная поэтическая и мифологическая природа эпических числительных, их художественная функция и сакральная символика, для более глубокого понимания особенности языка олонхо, наглядного представления специфики древних мировоззренческих понятий, понимания своеобразия народной психологии, постижения общего и особенного в духовной культуре разных народов.

Читать далее

Сидорова Л.., Соловьева В..

Культурное наследие: инструмент поддержки этнической идентичности

Читать далее

Афанасьева А.М.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КРОССПОЛЯРНЫХ МАРШРУТОВ НАД ТЕРРИТОРИЕЙ РОССИИ

Транспортная доступность арктического региона во многом определяет темпы ее развития, большую роль в этом вопросе играют постоянно функционирующие, экономически привлекательные, авиационные маршруты из Америки в Азию через воздушное пространство России. В данной статье определены проблемы и перспективы воздушных кроссполярных маршрутов, пролегающих над территорией России.

Читать далее

Григорьева Л.., Михалева А..

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ТРУДНОСТЯХ ОБЩЕНИЯ

Существует пять стилей поведения в конфликтной ситуации: компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество и приспособление. Самым эффективным из них является сотрудничество и не эффективным - приспособление. В процессе общения для преодоления возникающих трудностей необходимо проявлять флексибильность, способность убеждать и стремление к истине.

Читать далее

Варламова У.., Михалева А..

УСТОЙЧИВОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГА

Среди психических состояний, определяющих устойчивость к педагогической деятельности, выделяют тревожность, фрустрацию, агрессивность и ригидность. Для поддержания гармоничного баланса состояний в психике необходимо регулярное переживание катарсиса. Опрос студентов, будущих педагогов, показал, что юноши по сравнению с девушками оказались менее подверженными фрустрации и тревожности.

Читать далее

Абрамова Н..

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С «ОСОБЫМИ» ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Cтатья посвящена вопросам профессиональной подготовки педагогов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Раскрывается опыт Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в подготовке будущих учителей.

Читать далее

Абрамова М..

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье представлены основные аспекты моделирования как метода познания, в том числе и педагогических явлений. Автор акцентирует внимание на значимости качественного выполнения процедуры моделирования, что обеспечивает точность получаемых прогностических моделей.

Читать далее

Марфусалова В.П., Осипова С.И.

КОМПЛИМЕНТАРНАЯ ЛЕКСИКА В ЭВЕНКИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Статья посвящена проблеме изучения эвенкийского языка. Рассматривается вопрос использования комплиментарной лексики в разговорной речи.

Читать далее

Чехордуна Е..

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИКРОСОЦИУМОВ ТЁЛБЭ В АСПЕКТЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ ОЛОНХО СЭДИП

В статье рассматривается система взаимосвязи воспитания с различными социальными институтами на основе технологии педагогики олонхо. Анализируется педагогическое взаимодействие микросоциумов, где поведение индивида, группы индивидов микросоциумов основываются на духовно здоровом отношении друг к другу; на формирование личности ребенка в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями.

Читать далее

Филиппова М..

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Самооценка  не  врожденное  качество  личности, она  формируется  в  процессе  жизни  и  воспитания. Годы  учения  - период интенсивного, сложного  и  порой  противоречивого  становления самооценки. Наиболее  благоприятным  периодом  для  развития   самооценки  является  младший  школьный  возраст.

Читать далее

Содномов С..

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» НА БУРЯТСКОМ ЯЗЫКЕ

В статье обосновывается методическая система литературного развития младших школьников на родном бурятском языке в системе уроков литературного чтения  и литературно-творческой деятельности. Разработанная автором методическая система базируется на интеграции этнокультурологического, литературоведческого, деятельностного подходов и обеспечена учебно-методическим комплектом «Түрэлхи хэлэн» для 2-4-х классов. С этим связано  обновление профессиональной подготовки учителей бурятского языка и литературы. Качественное литературное образование младших школьников является в настоящее время одним из приоритетов государства и общества в аспектах концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Читать далее

Саввина Л..

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КРУЖКЕ ЮНЫХ КРАЕВЕДОВ «ОЖУЛУН-МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

максимальное использование социально-культурного и образовательного потенциала музейной педагогики как отрасли научного знания на успешном опыте организации сельского краеведческого музея, как части этнокультурного образования.

Читать далее

Попова М..

В.М.АНИСИМОВ О МЕСТЕ РОДНОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Автор статьи обращает внимание научного сообщества на научную деятельность проф. В.М. Анисимова, научно-педагогическая деятельность которого была посвящена взаимосвязанному обучению языкам.

Читать далее

Олесова М.М.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается использование технологии сотрудничества при формировании орфографической грамотности, система работы по орфографическим правилам на уроках русского языка.  В работе показан опыт работы по  повышению качества знаний учащихся, улучшению межличностных отношений и личностной самооценки у обучающихся. Началом работы формирования умения работать в сотрудничестве является организация работы  в малых группах сменного состава. Данная технология дает более высокий уровень знаний: орфографических ошибок становится меньше; повышается культура общения у детей.

Читать далее

Куличкина Т.., Неустроева Е..

ТЬЮТОР КАК ОРГАНИЗАТОР ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье раскрывается о понятиях тьюторство и индивидуальная траектория. Авторы рассматривают функции и обязанности тьютора. Показаны основные принципы тьюторской деятельности.  Исследуется диагностика для выявления мотивов учения и интересов школьника.

Читать далее

Винокурова Е.., Иванова А..

НОВЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ ПО КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ (САХА) ЯКУТИЯ

В статье рассматриваются особенности новых учебно-методических комплектов по учебному предмету (курсу) «Культура народов Республики Саха (Якутия)»  для начальных классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения, разработанных с учетом требований федерального государственного стандарта.

Читать далее

Григорьева Н.., Михалева А..

ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ

Социальные роли - это условие и результат общения и социализации человека. Преобразование неблагополучного ролевого поведения необходимо начинать с развития способности здравого восприятия реальности. Благополучие общения базируется на волевом поведении, адекватной самооценке и уровне притязаний.

Читать далее

Захарова А..

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье описан практический опыт мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.  В ФГОС НОО четко обозначено представление о содержании начального образования и его образовательный результат. Изменились учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам, представления о критериях профессионального мастерства учителя, цели и методы работы. Эти изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования.

Читать далее

Абрамова М.., Каменев Р.., Крашенинников В..

ОТ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ

В статье на основе диалектического подхода, анализа работ ведущих исследователей представлена проблема смены знаниевой парадигмы образования на компетентностную. Авторами сделан вывод, что использование последнего подхода позволяет обеспечить вариативность, гибкость в построении образовательного процесса и перейти от репродуктивного усвоения знаний к творческому развитию личности.

Читать далее

Бочоева Р.И.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ

В настоящее время в Арктике добывается десятая часть общемировых объёмов нефти и четвертая часть - природного газа. Разведка и добыча полезных ископаемых осуществляются предприятиями горнодобывающей промышленности. В данной статье нами изучена история становления и развития горнодобывающей промышленности региона. Мы кратко рассмотрели историю освоения минеральных ресурсов региона на примере арктических территорий России.

Читать далее

Романова М.Н., Чекурова А..

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ «ТЕХНОЛОГИИ»

В данной статье раскрываются требования к современному учителю, к его профессионализму. Отмечается, что образовательная область "Технология" требует аксиологической направленности в подготовке будущих учителей.

Читать далее

Троцкая А.И.

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ: ПОНЯТИЕ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Представлено авторское понимание термина «социально-профессиональные ценности» на основе обобщения работ философов, педагогов и психологов. Актуализируется проблема формирования социально-профессиональных ценностей в системе высшего профессионального образования на основе принципа диалектического единства.

Читать далее

Слепцова Г.., Ушницкая В..

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ОБЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В статье рассматривается проблема формирования межкультурной компетентности будущего педагога. Сделан вывод, что иностранный язык занимает важное место в подготовке квалифицированных, компетентных специалистов в современных условиях общества.

Читать далее

Сидорова З.А.

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива в начальной школе

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Раскрыта роль классного руководителя, он прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Читать далее

Неустроев Н.., Синагатуллин И..

О ПРОБЛЕМЕ РАЗЛИЧИЯ И СООТНОШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ, НАУЧНЫХ СТЕПЕНЕЙ И ЗВАНИЙ

Подключение России к Болонскому процессу означало выбор общеевропейского образовательного направления. Это дает России возможность продемонстрировать остальным странам свои сильные позиции в образовании. В настоящее время обсуждается новый профессиональный стандарт педагога, который предоставляет большую возможность, чтобы внести ясность в уровневом градировании и соотношении квалификации специалистов, научных степеней и званий в системе высшего педагогического образования. Это требует соответствующего финансирования и определения квалификационной заработной платы.

Читать далее

Неустроева Е.В.

ОТ РАЗВИТИЯ РЕЧИ — К ТВОРЧЕСТВУ (ИЗ ОПЫТА)

Данная работа посвящена проблеме совершенствования обучения младших школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. В статье учитель делится опытом работы.

Читать далее

Матвеева Е.А., Неустроева Е..

Агрессивность в младшем школьном возрасте и пути ее коррекции

В статье рассматривается агрессия как одно из наиболее ярких проявлений эмоции, характерных для всех возрастных групп, включая детей. Раскрывается проявление агрессивности на протяжении младшего школьного возраста, которая важна для разработки психологических стратегий, направленных на контроль и предотвращение её острых форм.

Читать далее

Максимова Л.., Никифорова Т..

СОЗДАНИЕ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рассмотрены теоретические вопросы концепции создания базовой кафедры, позволяющей принципиально обновить систему научно-методического обеспечения образования. Раскрываются условия разработки и экспериментальной апробации модели всестороннего реформирования системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Читать далее

Крашенинников В.., Крашенинников С..

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Авторами сделан вывод, что коннотации терминов «проектное мышление» и «технологическое мышление» имеют множество пересечений. Анализ смыслов позволил актуализировать с точки зрения использования компетентностного подхода понятие «проектно-технологическое мышление», которому в статье дано определение.

Читать далее

Абрамова М.., Кошеутова О..

СПЕЦИФИКА ПОСТУПЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ ВЕНГРИИ

Авторы анализируют специфику поступления и построения образовательного процесса в университетах Венгрии. Среди наиболее специфичных характеристик выделены: практикоориентированность образования, подтверждаемая реализацией разрабатываемых студентами проектов, и интегрированность в международное образовательное пространство.

Читать далее

Корнилова А.., Романова М.Н.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В системе подготовки педагогических кадров до сих пор недостаточно учитываются объективные тенденции современного образования. В статье на основе объективного анализа предлагаются методические пути совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов.

Читать далее

Кисилева В.., Ноговицына Н..

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Рассмотрены механизмы формирования общепрофессиональных компетенций у студентов педагогического вуза. Показано развитие личности студентов через участие в самоуправлении. Освещены теоретические вопросы развития студенческого самоуправления.

Читать далее

Бурнашева Т..

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССА «ШКОЛА»

ыстатыйа5а оҕо личность буола улаатарыгар, кини  сайдыытыгар үөрэх-иитии тэрилтэлэрэ сүрүн дьайыыны, көмөнү оҥороллоругар соп тубэьиннэрэн авторскай программа ис туруга, сыала, былаана кэпсэнэр.

Читать далее

Алексеева М.., Иванова Н..

РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

в статье затрагиваются вопросы воспитания ребенка родителями, а также воспитательной роли мужчины в семье, приводится краткий курс правильного отцовского поведения.

Читать далее

Барашкова О.Р.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КЛАССА

В современных условиях острой проблемой общества и государства стала проблема содержания воспитательной работы, обеспечивающей формирование нравственных качеств у молодого поколения россиян. Данная статья  освещает работу учителя начальных классов по формированию эстетических качеств личности младшего школьника.

Читать далее

Аммосова Р.Е.

РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В статье говорится о роли библиотеки в формировании личности младших школьников, о воспитательном потенциале библиотечных занятий во внеурочной деятельности как условии развития интереса к чтению. Дети учатся пользоваться справочной литературой, находить необходимую литературу, пользоваться формулярами.

Читать далее

Сидорова Е.., Тихонова М..

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрываются возможности нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей младших школьников.

Читать далее

Архипова И.., Архипова Р.., Винокурова Л.., Старостина М..

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КАНИКУЛЯРНАЯ ШКОЛА» КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

В статье излагается содержание проекта каникулярной школы, разработанной авторами. Подчеркивается, что каникулярная школа позволяет формировать у учащихся социокультурные компетенции и финансовую грамотность в условиях сельской школы.

Читать далее

Сосина С.А.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ВВЕДЕНИИ НОВЫХ ЗНАНИЙ

В данной статье рассматривается использование на уроках проблемной ситуации, как повышение мотивации учебной деятельности. Приведены фрагменты уроков из опыта работы.

Читать далее

Соколова Н.В.

Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов

в статье рассматривается проблема организации учебного процесса в начальной школе. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.  Новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

Читать далее