УДК  821.161

С самого детства И.А.Бунин любовался небом, наблюдал за природой. Он искал что-то светлое и при этом создавал очень яркие и неповторимые сочетания.

В творчестве И.А.Бунина важно учитывать характер употребления цветообозначений:

А) узуальный

Б) индивидуально-авторский.

Для узуального употребления цветовой лексики характерно традиционное, свойственное всем носителям русского языка употребления цвета для описания предметов и явлений окружающего мира, изображаемых в произведениях поэта.

Для данного употребления цветовой характеристики реального мира свойственно отсутствие сложных цветообозначений, содержащих несколько цветов (например, черно-желтый, красно-коричневый и т.д.) или состоящая из двух частей, одна из которых указывает на цвет, а вторая на его качество (типа темно-красный, светло-серый и др.). Данные цветообозначения отражают общенародные представления об окружающем нас, реальном мире.

Доминирующую роль в раскрытии особенностей авторского мировосприятия принадлежит индивидуально-авторскому употреблению цветовой лексики.

Автор держит в сознании свою ассоциативную структуру. Цвет становится важным элементом обрисовки характеров. Каждый оттенок он наполняет своим, индивидуальным значением, зачастую характерным не только для конкретного рассказа, но я для отдельного момента в этом рассказе.

Для более точной передачи замысла, идеи повествования И.А.Бунин использует в своих произведениях цветовую лексику. Посредством цветообозначений автору удается более полно изобразить образы героев рассказов, акцентировать внимание читателя на отдельных, наиболее важных моментах повествования. А в создании пейзажа, интерьера, портрета цветонаименования играют одну из главных ролей.

В повести И.А. Бунина «Митина любовь» главный герой отождествляет свои чувства с проявлениями окружающего мира, с художнической наблюдательностью отмечает необычные цвета природы: фиолетовые дороги, серые кисти сирени. Центральными светообразами в повести становятся солнечный и лунный свет. «Мутно-красный шар низкого солнца» знаменует начало мучительной любви Мити к Кате, солнце связано с первым чувством любви Мити к женщине, с его детством и осознанием красоты природы. Луна и её свет ассоциируются у Мити с Катей, как и в целом цвета природы (белый, фиолетовый, голубой) постоянно напоминают Мите цвета одежды возлюбленной. Образ Кати неоднозначен: в нём сочетаются и девичья невинность, и порочность, и этот синтез выражен даже на уровне цвета: сочетание жаркого румянца (красный цвет) Кати во время публичного экзамена в школе и её белых одежд (цвет непорочности). Такое же сочетание белого и красного, совмещающее красоту, молодость и порок, есть в образе героини рассказа «Ворон». На уровне цвета отождествлены Аленка и Катя (в их изображении превалируют белый, красный, голубой), что вызывает у Мити желание физической близости с Аленкой, напоминающей ему Катю.

На материале рассказа «Руся» также доказывается идея полифункционального использования цвета и света в прозе писателя. Цветосветовое пространство героини включает несколько цветов: чёрный, жёлтый, зелёный, красный и белый, которые словно «рассыпаны» по всему рассказу и напоминают герою Русю (как всё ассоциировалось у Мити с Катей). Сине-лиловый цвет в рассказе «обрамляет» историю о Русе, формируя, таким образом, цветовую кольцевую композицию рассказа. Совпадение в цветовом изображении матери и петуха, потревожившего влюблённых, выполняет функцию предупреждения: мать Руси разлучает влюбленных. Центральный мужской образ, от лица которого ведётся большая часть повествования, по тонкости ощущения мира, в котором важную роль играет цвет, напоминает самого автора. В произведении даны написанные с мастерством художника картины природы, которых словно коснулась кисть импрессиониста.

При анализе рассказа «Натали» подчёркивается сходство эстетических взглядов Мити и героя рассказа «Натали», который является таким же чувствительным художником. Наряду с реалистическими описаниями здесь проявляется импрессионистичность, и не только в описании природы, но и в описании женского тела (голубовато-лиловое тело). Диссертант отмечает, что слияние цвета и света становится художественной особенностью этого произведения. На уровне цвета  и света сходны герой рассказа и Натали: оба краснеют, у обоих выразительные чёрные черты во внешности, что говорит об их предназначенности друг другу. Оранжевый цвет в рассказе, являясь композиционнообразующим фактором, составляет «внутреннее кольцо» истории с Натали: впервые герой видит её «в одной лёгкой распашонке из чего-то оранжевого», а в финале последним цветовым штрихом является воспоминание героя об этой встрече.

         В заключении можем отметить, что творчество поэта богато всевозможными оттенками цветов. Он умело подбирает цвета характеризующие портрет, пейзаж. У него преобладают золотой, черный и серый цвета.

Чаще всего он использует цветовую лексику для описания пейзажей.Природа является отражением внутреннего мира героя, что и дает лучше понять его суть.  При этом он из всего пространства выбирает один определенный предмет на котором и акцентирует внимание читателя.

В обозначении портрета автор не стремится детально разобрать внешность героя. Он и здесь делает акцент только на одной детали. Одной детали бывает достаточно для полного выражения всех глубоких чувств , переживаний и в целом внутреннего состояния человека.

Цветовая лексика И.А.Бунина имеет огромное значение в отображении действительности. Цветовые характеристики имеют различные функции: от обыкновенного описания до определения  своеобразия поэтики автора.