УДК 341.01.

«Кочевой дух» как ценность кочевого образа жизни способствует самоидентификации кочевника[1]. В Российской Федерации родовые, родоплеменные кочевые общины коренных малочисленных народов Севера как объединения представителей этих народов стали образовываться в 90-е годы прошлого столетия в целях коллективного осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Данные объединения способствовали выживанию коренных малочисленных народов Севера, сохранению и развитию их материальной и духовной культуры, открывали доступ к природным ресурсам и контролю за их использованием, позволяли рассчитывать на помощь государства, усиливали позиции коренных малочисленных народов Севера во взаимоотношениях с органами государственной власти.

Среди исследований, посвященных современному состоянию развития коренных малочисленных народов Севера, выделяются работы В.А. Кряжкова, Т.В. Заметиной, П.В. Гоголева, Ю.Д. Петрова, А.Н. Слепцова.

В Республике Саха (Якутия) создана необходимая правовая база в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ведущих кочевой образ жизни.

Стоит отметить, что законодательство Республики Саха (Якутия) в области защиты прав КМНС стало складываться еще до принятия Конституции РФ 1993 г. и в связи с этим получило несколько иное по сравнению с другими субъектами Федерации развитие. В марте 1991 г. был принят Закон ЯАССР «О местных советах народных депутатов и местном самоуправлении». С этим законом связывают начало государственной политики содействия самоопределению малочисленных народов Севера, гарантировавшей им право создания своих самоуправляемых территорий. Национальным административно — территориальным единицам предоставлялся широкий круг полномочий, например, без согласия Совета не разрешалось строительство крупных промышленных и гражданских объектов, а также проведение любых работ, отрицательно влияющих на окружающую среду[2].

Закон Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 1992 года N 1278-XII «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» положил начало формирования законодательства Республики Саха (Якутия) об общинах.

В настоящее время законодательство Республики Саха (Якутия) об общинах составляют Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 года 82-З N 175-III «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» и Закон Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 года 227-З N 461-III «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера». В том числе принят Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 года З N 179-I «О северном домашнем оленеводстве». Согласно указанному закону северное домашнее оленеводство — традиционная отрасль хозяйствования, занимающаяся разведением и хозяйственным использованием оленей, гарантирующая сохранение уклада жизни, культуры, традиций малочисленных народов.

Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 года 82-З N 175-III «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» регулирует взаимоотношения общин с органами государственной власти и органами местного самоуправления, вопросы государственного социального страхования и социального обеспечения членов общины, определяет обязанности общин в природоохранной сфере, право на землепользование, преимущественное право на использование биологических ресурсов, устанавливает возмещение убытков в случае нанесения ущерба охотничьему угодью.

В ходе реализации указанного закона во многих национальных селах и поселках общины стали единственными хозяйствующими субъектами, выполняющими социальные функции.

По состоянию на 2016 год оленеводством занимаются 88 общин, промысловой охотой — 217 общин, рыболовством — 170 общин. В реестре некоммерческих организаций зарегистрирована 161 община. За последние три года на поддержку северного домашнего оленеводства общинам, занимающимся традиционной хозяйственной деятельностью малочисленных народов, предоставлены средства в сумме 651 422,2 тыс. рублей, на поддержку охотничьего хозяйства — в сумме 16 558,3 тыс. рублей.

В период с 2012 по 2016 год на укрепление материально-технической базы общин (некоммерческих организаций) предоставлены средства в сумме 51 064,77 тыс. рублей, на организацию занятости и отдыха детей на производственных базах общин — в сумме 2 513 тыс. рублей.

На особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия), включая природные парки и ресурсные резерваты, площадью около 16,4 млн. гектаров ведут традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов 62 общины. За объединениями общин закреплено почти 50 млн. гектаров охотничьих угодий.

Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 г. 1660-З N 963-V «О кочевой семье» устанавливает правовые основы сохранения и поддержки своеобразного социального института коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) — кочевой семьи, проживающей в экстремальных природно-климатических условиях и являющейся основой сохранения и развития оленеводства, и направлен на улучшение социально-демографической ситуации в Республике Саха (Якутия) и формирование этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, в Республике Саха (Якутия).

По состоянию на 1 января 2015 года в 20 улусах (районах) Республики Саха (Якутия) традиционный кочевой образ жизни вели 295 кочевых семей (904 человека взрослого населения и 541 ребенок) против 424 кочевых семей (1175 человек взрослого населения) в 2005 году.

За последние годы развитие традиционных отраслей хозяйствования, степень занятости, уровень, качество и условия жизни малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни, остаются не на должном уровне. Не первый год остается актуальной проблема кадрового обеспечения. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 и 2010 годов рост численности малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности не наблюдается. По данным Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики, в период с 2009 по 2015 год численность оленеводов уменьшилась на 248 человек. Для решения этого вопроса необходимо разработать и принять отдельную целевую программу для поддержки молодых оленеводов, выезжающих работать на Север.

Потенциальную угрозу для жизнедеятельности общин имеют ограничения, закрепленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, касающиеся земельных отношений, недропользования, рыболовства и охоты.

В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), признания и соблюдения этих прав органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, организациями и предприятиями, их должностными лицами была учреждена должность Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) Законом Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2013 г. З N 1327-IV «Об Уполномоченном по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия)».  Появление нового института — является новацией в законодательном регулировании и практике защиты прав малочисленных народов.

С каждым годом увеличивается количество обращений граждан в адрес Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия). В 2014 г. зарегистрировано 65 обращений, в 2015 г. – 75 обращений, а в 2016 г. – 80 обращений граждан. Одним из наиболее актуальных тем обращений граждан в адрес Уполномоченного остаются обращения по вопросам образования. В 2016 г. по данному вопросу поступило 25 обращений граждан, а в 2015 г. 22 обращения.

В 2012 году на Учредительном съезде кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) было принято решение о создании Союза общин коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). Согласно учредительному договору в союз вошли кочевые родовые общины коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) эвенков, эвенов, юкагиров, долган, чукчей:

  • Родовая кочевая община общины коренных малочисленных народов Севера – эвенков «Тяня» — (Равнина);
  • Кочевая родовая община общины коренных малочисленных народов Севера – эвенков «Эжанская»;
  • Родовая кочевая община общины коренных малочисленных народов Севера – эвенков «Бугат» (Родина);
  • Эвенкийская родовая община «Морсо»;
  • Союз родовых кочевых общин «Орон» (Олень).

Вместе с тем положение общин продолжает усугубляться в связи с отсутствием координации их деятельности, гарантированного права на пользование земельными участками для осуществления традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, целевой государственной программы, изъятием земельных и лесных участков под промышленную разработку месторождений, нехваткой квалифицированных кадров и другими причинами.

Подводя итоги вышесказанному, необходимо:

  • обеспечить представительство общин в экспертной комиссии этнологической экспертизы;
  • создать специальное ведомство, обеспечивающее решение вопросов по экономическому развитию общин;
  • разработать механизм, предусматривающий предоставление общинам преимущественного права на закрепление рыбопромысловых участков по итогам конкурса.

Литература

  1. Астахова И.С. Защита коренных малочисленных народов Севера в региональных парламентах России (на примере Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)) // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. — №8. – С. 12-23.
  2. Крадин Н.Н. Кочевники Евразии. – Алма-Ата, 2007. – 416 с.

Reference

  1. Astakhova I. S. the Protection of indigenous peoples in the regional parliaments of Russia (on the example of the State Assembly (Il Tumen) of the Sakha Republic (Yakutia)) // Scientific problems of humanitarian studies. – 2010. — No. 8. – S. 12-23.
  2. Kradin N. N. Nomads Of Eurasia. – Almaty, 2007. – 416 p