Семенова Сардана Климентьевна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

Научный руководитель: Людмила Степановна Ефимова,  д.филол.н., профессор , зав. Лабораторией сказительского искусства СВФУ им. М.К. Аммосова

Осуохай как один из жанров якутского фольклора исследован по четырем направлениям: фольклористическое, музыковедческое, хореографическое и литературоведческое.

Первый текст осуохая было напечатано в 1905 году Алексеем Елисеевичем Кулаковским «Бүлүүлүү үҥкүү». В этом направлении по изучению происхождения жанра, исследования генезиса жанра работали доктора филологических наук Н.Е. Петров, В.В. Илларионов и др. Круговые танцы (осуохай) были рассмотрены С.Д. Мухоплевой в контексте обрядовых песен. Н.А. Стручкова исследовала кинетические основы якутских танцев на основе движений осуохая. Лексико-стилистические особенности языка хороводных песен (осуохая) рассматривала Л.С. Ефимова.

В музыковедческом направлении искусствоведы изучали мелодию, тональность, размер исполнения осуохая. В этом направлении большой вклад внес Марк Николаевич Жирков. Он зафиксировал 23 напева вилюйского варианта. Так же в данном направлении работали С.А. Кондратьев, Э.Е.Алексеев и другие.

Движения осуохая изучили в хореографическом направлении. М.Я. Жорницкая давала полное описание движений, выявила 5 вариантов движения осуохая. В каждом варианте она подчеркивала индивидуальность, уникальность движений. Доктор искусствоведения А.Г.Лукина исследовала осуохай и дала общую характеристику основных движений кругового танца.

В литературоведческом направлении по поэтике фольклора имеются труды Г.М. Васильева, Н.Н. Тобурокова, Н.В. Покатилова и др.

Вилюйский вариант осуохая состоит из трех частей. Первая часть – киирии. Она начинается с поклона к Божествам. Поклоны совершались не только по направленияю вниз, но и сверху вниз, как будто обращаясь к небу. Вторая часть – хаамыы. В вилюйском варианте приподнимаются и опускаются плечи и руки. Смысл, вложенный в вторую часть танца осуохай — это своевременная подготовка к кульминации к третьей части. Третья чать – котуу. Она является кульминацией танца. Смысловая суть этой части танца в древнем виде заключалась именно в вознесении, полете, что могло означать вознесение к божествам Айыы. Замечая лечебные свойства вилюйского варианта осуохая, профессор Н.Е.Петров писал так: «Осуохай  имеет огромные целебные возможности на биоэнергетическом уровне, даже более массовые и эффективные, чем у индийской медитации маха-мантры, признанной по своей целебности на Востоке и на Западе и имеющей, вероятно, общие корни по своему происхождению с якутским осуохаем». [5, 12с]

Таким образом, якутский осуохай исследовали фольклористы, музыковеды, хореографы и литературоведы, однако жанровое своеобразие и поэтика осуохая пока не стали объектом полноценного научного исследования.

Литература

Самсонова М.В., Шапошникова В.И. Пространство олонхо: перевод эпических формул мироздания // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. №2(5), 2015. С. 127-134.