На просторах Республики Саха живут более чем ста национальностей,  коренные народы, якуты, эвенки, эвены, юкагиры и чукчи. Культура каждого из них складывалась веками. Отражение мировоззрения, эстетики и характера народа можно найти в его костюме.

Якутское народное искусство – значительное явление в культуре народов Сибири. Общепризнана его самобытность в различных формах бытования

Целью моего исследования является, анализ якутских орнаментов на территории Кобяйского улуса  в начале ХХ века.

Из поставленной цели вытекают  следующие  задачи:

  1. Рассмотреть историю возникновения, видов орнамента.
  2. Изучить виды якутских орнаментов используемых жителями улуса.
  3. Узнать в каких отраслях используют, какие орнаменты.

Объект исследования:  Якутский орнамент  и их использование на территории  Кобяйского улуса.

Предмет исследования:   Художественное своеобразие якутского  орнамента на территории Кобяйского улуса.

Методы исследования:

  • Изучение орнаментов других народностей проживающих на территории улуса.
  • метод сопоставления;
  • метод сравнительного анализа;

Практическая значимость работы: Материалы исследования могут быть использованы народными мастерами, а также  для  широкого круга читателей,  для  сохранения культуры якутского народа. Влияет ли  выбор орнамента от  природных комплексов

Общение с народами Севера: эвенами, эвенками, юкагирами — обогатило якутскую орнаментику модификациями геометрического орнамента. Некоторые орнаменты якутских деревянных изделий XVIII-XIX века  стилистически близки  с эвенскими, юкагирскими, а часть корнями уходящих в белькачинскую культуру.

Возможно это объясняется тем, что улус был образован из трех соседних улусов, что привело и  созданию своего характерного для данного улуса  орнаментального комплекса.   Во всех изделиях    XVIII- XIX  века, на территории Кобяйского улуса используются, основном геометрические  узоры и  почти не встречался,  орнамент растительного мотива. Геометризованные мотивы — это условные изображения женской фигуры, птиц, коня, коровы, насекомых[1,2,3,4].

Видимо на выбор,  орнаментики сыграло большую роль  окружающая  природа.

Сопоставление орнаментов  разных национальностей на территории улуса  показывает, большое влияние юкагирской культуры, хотя в данное время юкагиры на территории улуса занимают меньше 10 % населения. улуса. Свою лепту также и оказала и эвенская  культура, но  они встречаются больше  в тех населенных пунктах, где они граничат с   с эвенским поселком  Себян — Кеэль.

Анкетирования населения показала, что  они  выбирают узор,  не по сакральному значению,  а просто интуитивно. Значение   орнаментов, большинство   жителей не знают, и не подают этому большого значения, хотя   эта часть культуры своего народа.

Таким образом, в заключении  пришла  к выводам: древняя семантика, традиционное образное содержание многих орнаментов сегодня забыты мастерами. Современная этническая среда не придерживается  старинных орнаментов, их выбор часто носит  стихийный характер.

Возникает необходимость сохранения  орнаментального комплекса  данной территории РС(Я), в виде :

  • Музей народных мастеров Кобяйского улуса.
  • Сохранения в печатном издании.

Традиционность не прививается в несколько дней, она передается из поколения в поколение, получает свое развитие, становится общепринятой, превращается в традицию, становится показателем культуры всего народа. Потому мы должны сохранить внутреннее содержание, национальную внешнюю форму нашего прикладного искусства.

Литература:

  1. Алексеев Н.А. Традиционные верования якутов в XIX начале XX вв. Новосибирск, 1975
  2. Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-востока СССР. — М.,1989.
  3. Неустроев Б.Ф.Сахаойуута-бичигэ, Узоры и орнаменты саха: альбом / МандарУус; — Якутск: Бичик, 2007.-288с.:илл.
  4. Петрова С.И.Традиционное якутское шитье и вышивка. –Якутск: Изд-во Якутского ун-та. 2007. – 61 с.