Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Таким образом, одним из важных условий реализации ФГОС является  участие родителей обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы  образовательного учреждения и  условий ее реализации. Необходимо проводить работу по педагогическому просвещению и образованию родителей, по укреплению сотрудничества с родителями.

На первом родительском собрании  предложила родителям ответить на мои вопросы: Что такое счастье? Кто такой счастливый человек?

По мнению родителей моего класса, счастье – это: «Когда есть семья. В семье любимый муж и любимые дети. Чтобы в семье царили доверие и взаимопонимание, каждый друг к другу был внимателен. Для каждого из нас, семья должна быть опорой». Мама А. Эрэлэ: «Хорошая, крепкая семья. Чтобы родители занимались воспитанием своих детей и проводили больше времени с ними. А в семье царили любовь и взаимопонимание». Бабушка О. Дьулустана: «Когда все твои близкие и любимые люди здоровы. Когда между всеми людьми в семье царит духовное взаимопонимание». Следовательно, счастливый ребёнок — тот, у которого есть семья, а  родители, в которой он находит поддержку и понимание всегда с ним рядом. Счастье ребёнка ещё в способности «самовыражения», быть «творцом», уметь создавать «красоту для других». Счастье родителя – в умении любить ребёнка и растить в нём настоящего человека. Поэтому родители должны понимать, что влияние семьи на ребёнка в начальной школе сильнее, чем влияние улицы, средств массовой информации. А значит, вместе с учителем родители должны создать нужные для развития ребёнка условия, адаптируя его к современной жизни и культивируя в нём общечеловеческие качества.

Отсюда, основная цель  моей работы с  родителями —  установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. В классе организовала совместную деятельность в клубной работе. Клубы – это объединение учащихся и родителей с общими интересами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга с целью всестороннего развития личности детей. Всё это можно представить в виде: РЕБЁНОК + РОДИТЕЛЬ + ПЕДАГОГ.

Главное в этой цепочке – это ребёнок. Тот маленький пока человечек, который заходит в класс и полностью доверяет себя учителю. А от того, как учитель поведёт себя, как он научит, зависит будущая жизнь ученика. Но самому учителю нужен помощник – родитель. Учитель и родитель – это то основание, на которое опирается ребёнок и с помощью него он развивается «постигая себя».

Опираясь на идеи Сухомлинского, мы выделили главное слово, которое, на наш взгляд, ориентирует нас в воспитательном процессе. Это слово – «дружба». Дружба между ребёнком и родителем, ребёнком и учителями, между учениками. «Дружба» — это сущностное понятие моей воспитательной программы, являющееся синтезом основных качеств, которые мы общими усилиями взращиваем в ребёнке: Д – доброта; Р – работоспособность; У – уважение; Ж – жизнерадостность; Б – благородство; А – активность.

Если это всё сложить вместе, то мы получим модель выпускника. Именно этими качествами должен обладать ребенок, выпускаясь из начальной школы.

В своём классе мы (учитель + родители + ученики) сделали воспитательную программу «ДРУЖБА» и для достижения поставленных целей по 6 направлениям начали работу  совместных детско – взрослых клубов. Цель воспитательной программы: создание условий для формирования «счастливого человека» и воспитание необходимых для этого качеств, через отношения в семье.

Чтобы определить направления наших клубов, мы провели анкетирование среди родителей: состав семьи, где работают, чем занимаются в свободное время, хобби. А также провели опрос среди учащихся: чему они хотели бы научиться в свободное время? Анкетирование родителей показало,  что среди родителей класса 9 работников полиции, 5 медицинских работников, увлекается чтением и поэзией 12 человек, декупажем, декопатчем, скрапбукингом, кройкой и шитьем, кулинарией все мамы и бабушки, а все папы увлекаются охотой и рыбалкой. А также выяснилось, что у нас 7 разведённых семей и 3 одиноких матерей.

В итоге в нашем классе начали работу 6 совместных детско – взрослых клубов, работающих по разным направлениям.

Написали план встреч клубов. Определили  сколько процентов из них будет посвящено просто общению, сколько мастер-классам,  сколько конкурсам и праздникам, творческим мастерским, экскурсиям,  конференциям,  литературным вечерам (салонам, гостиным),  дискуссиям,  диспутам, читательским конференциям, вечерам вопросов и ответов, соревнованиям, встречам с интересными людьми, какую долю занятий можно отвести под просмотр фильмов или передач по теме и т.д. С началом работы клуба этот план  корректировался в соответствии с потребностями участников.

Список использованной литературы:

  1. Байбородова Л.В., Рожков М.И.Воспитательный процесс в современной школе: Ярославль, 2003. – С. 68

2.Северина А.Г. Планирование воспитательной работы классного руководителя // Классный руководитель 2000. № 5. – С. 15

  1. Планирование воспитательной работы в школе. Методическое пособие / Под ред. Степанова Е. Н. М., 2002. – С. 16

The used literature:

  1. Bayborodova L.V., Rozhkov M. I. Educational process at modern school: Yaroslavl, 2003. – Page 68
  2. Severin A.G. Planning of educational work of the class teacher//Class teacher of 2000. No. 5. – Page 15
  3. Planning of educational work at school. Methodical benefit / Under the editorship of Stepanov E. N. M., 2002. – Page 16