В профессиональной деятельности педагога важным условием в системе «взрослый-ребенок» и профессиональной пригодности к данному виду деятельности является устойчивость психического состояния педагога. Психическое состояние – это статические явления в психике индивида, в отличие от психического процесса, устойчивость проявлений психики, их закрепленность и повторяемость в структуре личности [2, с. 284]. Начало исследований феномена психического состояния в отечественной психологии было положено Н.Д. Левитовым (1955). В своей монографии «О психических состояниях человека» (1964) ученый определяет психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающей своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности [5]. Среди психических состояний, определяющих устойчивость к педагогической деятельности, можно выделить тревожность, фрустрацию, агрессивность и ригидность [4, с. 27-51].

С целью определения психического состояния студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» был проведен опрос 40 студентов СВФУ (20 девушек, 20 юношей). В работе была использована методика английского психолога Г.Ю. Айзенка «Самооценка психических состояний личности».

Самооценка психических состояний студентов

Психические состояния Уровни Студенты Всего
Девушки Юноши
Тревожность низкий 4 8 12
средний 14 12 26
высокий 2 0 2
Фрустрация низкий 6 10 16
средний 13 10 23
высокий 1 0 1
Агрессивность низкий 7 6 13
средний 12 13 25
высокий 1 1 2
Ригидность низкий 3 3 6
средний 17 16 33
высокий 0 1 1

Первичные результаты тестирования показали следующее. Уровень развития всех четырех психических состояний у большинства респондентов соответствует среднему уровню развития, что говорит об их нормальном психическом состоянии. Вместе с тем, в целом юноши по сравнению с девушками оказались менее тревожными и подверженными фрустрации.  Это можно объяснить тем, что с самого рождения мальчики подвержены более строгому воспитанию, где поведение мужчины связывается с демонстрацией силы, развитой воли, преодолением страха и слез [3, с. 201]. Девушки показали более высокий уровень своего беспокойства, что возможно связано с большим чувством ответственности и способностью сопереживать другим людям. Также девушки оказались более подвержены состоянию фрустрации, глубже и дольше переживают критические оценки со стороны окружающих, неуспех в удовлетворении желаний по сравнению с юношами. В агрессивности и психологическом консерватизме (ригидность) гендерные различия незначительны. Метод вторичной статистической обработки результатов (t-критерий Стьюдента) подтвердил незначительные различия у девушек и юношей в проявлении психических состояний тревожности, агрессивности и ригидности.

Согласно результатам исследования уровень развития тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности у студентов будущих учителей соответствует норме, следовательно, у всех можно констатировать профессиональную пригодность к педагогической деятельности. Результаты данного исследования могут способствовать лучшему пониманию поведения студентов, причин совершаемых ими поступков, а также для совершенствования их внутреннего мира и выработки устойчивости к стрессовым ситуациям. От психического состояния зависит качество учебной деятельности студента. Также преподаватели в случае возникновения опасных психических состояний могут оказать помощь в регуляции их развития и преодоления [1, с. 32].

Психические состояния агрессивности, тревожности в результате повседневного опыта имеют особенность наращивания своей интенсивности. Для поддержания гармоничного баланса состояний в психике необходимо регулярное переживание катарсиса, в процессе которого происходит эмоциональное очищение психического состояния, что может обеспечить человеку его психологическое здоровье.

Библиографический список:

  1. Иванова Н.А., Михалева А.Б. Проявление агрессивности в учебной деятельности // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. — Якутск, СВФУ. – Чебоксары: ЦНС, 2015. – С. 30-32.
  2. Краткий психологический словарь. – Ростов н/Д, 1998. – 512 с.
  3. Михалева А.Б., Иванов Н.С. Проблема саморазвития в юности // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. — Уфа: ООО «Аэтерна», 2015. – С. 200-202.
  4. Прохоров А.О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности. – Самара, 1991. – С. 27-51.
  5. [Электронный ресурс]

http://www.ereading.club/chapter.php/103658/6/Dmitrieva_Obshchaya_psihologiya konspekt lekciii.html (дата обращения 14.01.16).

References:

  1. Ivanova N.A, Mikhaleva A.B. Manifestation of aggressiveness in the learning activities/Actual problems of personality development in ontogenesis. Cheboksary, 2015. — P. 30-32.
  2. Short psychological vocabulary. Rostov n/D: «Feniks», 1998. — 512 p.
  3. Mikhaleva A.B., Ivanov N.S. The problem of self-development in adolescence//Exploring different areas of psychology and pedagogy. Ufa: Aeterna, 2015. — P. 200-202.
  4. Prokhorov A.O. Theoretical and practical aspects of problem of the mental state personality. Samara, 1991. — P. 27-51.
  5. [Electronic resource] http://www.ereading.club/chapter.php/103658/6/ Dmitrieva_Obshchaya_psihologiya konspekt lekciii.html (14.01.16).