Сегодня приоритетной целью и задачей начального образования является социализация детей – “воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных чувств, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, ценностного отношения к окружающей среде, к здоровью и здоровому образу жизни” [2, С19-21]. Существенным компонентом социализации детей, в особенности в младшем школьном возрасте являются традиционное хозяйство в северных условиях, региональные и этнокультурные особенности родного края, “как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума” [1, С.51].

Социализация младших школьников, особенности в северных условиях остается невостребованной в массовой школе и идея формирования ценностного и ответственного отношения к себе, семье, другим людям, обществе, общечеловеческим ценностям, установки на самостоятельное решение различных жизненных ситуаций как ведущий фактор социализации младших школьников являются весьма актуальными и значимыми в педагогической теории и практике.

На основании вышеназванного, следует отметить, что на сегодня к недостаточно решенной можно отнести проблему, связанную с проектированием  психолого-педагогических условий социализации детей, где они смогут участвовать в социальной жизни с помощью педагогов, наставников, взрослых и осуществлять социально значимую деятельность в сообществе сверстников и других людей.

В ФГБНУ «НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия)» была разработана УМК «Традиционное хозяйство» содержащая примерную программу и учебное пособие для агрошкол Севера и Дальнего Востока на территории Республики Саха (Якутия). УМК “Традиционное хозяйство” как психолого-педагогическое условие развитие социализации детей коренных народов Севера и Дальнего Востока на территории Республики Саха (Якутия). Он нацелен на формирование у младших школьников социальных компетентностей, формируемых и развиваемых с учетом особенностей педагогических традиций, связанных с традиционным хозяйством коренных народов Республики Саха (Якутия), региональной и этнокультурной идентичности.

Разработанная модель УМК “Традиционное хозяйство” включает в себя несколько функций: организационная определяет общеинтеллектуальную и практико-ориентированную направленность. Мотивационная функция пробуждает интерес и потребность к познанию социо-природной среды с точки зрения практико-жизненных проблем, содержательная раскрывает особенности взаимодействия социальной и природной среды, процессуальная  развивает самостоятельность в процессе практической, исследовательской, проектной работы. Эти функции нацелены на целостное развитие младшего школьника. Он набирает опыта в умении жить в трудных северных условиях в процессе совместного действия с другими сверстниками в работах взрослых, как запрягать лошадь, быка, оленя, мастерить ловушки и снасти для рыбалки, делать петли, посадить, ухаживать за растениями и другие.

УМК по внеурочной деятельности включает в себя основные и дополнительные компоненты, содержание которых имеет личностно-значимую направленность с учетом потребностей и интересов учащихся, особенностей уклада жизни конкретного региона, “реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни” [3, С.9].

Примерная программа УМК «Традиционное хозяйство» структурирована в соответствии со спецификой региона: природы, климата, ландшафта (тундра, лесотундра, горная тайга, тайга), уклада жизни и традиционного хозяйства коренных народов Республики Саха (Якутия). В примерной программе определены шесть основных направлений по внеурочной деятельности: разведение крупного рогатого скота, коневодство, оленеводство, рыболовство, охота, растениеводство, домашних птиц и зверей.

Основная цель примерной программы и учебного пособия «Традиционное хозяйство» формирование социальных компетентностей у младших школьников, как умение ездить верхом на лошади, на быке, на олене, выбирать места стоянок, маршрутов оленей, охоты, рыбалки, собирать ягоды, грибы, лекарственные растения, наблюдать за повадками зверей и птиц и другие.  УМК обеспечивается разнообразными видами внеурочной деятельности: познавательной, трудовой, оздоровительной, краеведческой и социальной. Каждый вид деятельности имеет различные формы организации внеурочной деятельности школьников.

Содержание УМК «Традиционное хозяйство» интегрирует пропедевтические естественнонаучные, сельскохозяйственные, обществоведческие, экологические знания с учетом традиционного хозяйства коренных народов, которые базируются “на непроизвольные психические процессы у младших школьников, то есть на тех, которые не требуют больших внутренних усилий от детей — они как бы непроизвольно вовлекаются в деятельность” [4, С.78].

Таким образом, можно заключить, что психолого-педагогические условия, которые представлены УМК «Традиционное хозяйство» во внеурочной деятельности способствуют социализации детей коренных народов Севера и дальнего Востока на территории Республики Саха (Якутия) и позволяют реально рассматривать их как главный и решающий фактор целостного развития личности младшего школьника, и придают инновационный характер.

Список использованной литературы:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Сте­панов. — М.: Просвещение. С.51. – 2010. – (Стандарты второго поколения).
  2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.] ; под ред. А.Я. Данилюка. – М. : «Просвещение», С.19-21. – 2011. – (Работаем по новым стандартам)
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, С. 9. – 2011. – (Стандарты второго поколения).
  4. 4. Федоров Г.М. Организация образовательной деятельности в агрошколах Республики Саха (Якутия) в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012– №10. С.78.

Bibliography:

  1. Grigoriev D.V. After-hour activity of schoolboys. Designer Toolkit: A guide for teachers / D.V. Grigorev, P.V. Stepanov. — M .: Education. P.51. — 2010 — (the second generation of the standard).
  2. The spiritual and moral development and education of younger schoolchildren. Guidelines. Allowance for general education teachers. Agencies. At 2 pm. Part 1 / [T.L. Belousov, N. Bostandzhieva, N.V. Kazachenok et al.]; ed. AND I. Danyluk. — M.: «Enlightenment», S.19-21. — 2011 — (Working on new standards)
  3. Exemplary basic educational program of an educational institution. Middle School / [ed. ES Savinov]. — 3rd Ed. — MA: Education, S. 9 — 2011 — (the second generation of the standard).
  4. Fedorov G.M. Organization of educational activities in the agricultural schools of the Republic of Sakha (Yakutia) in the conditions of the introduction of the federal state educational standard of general education / International Journal of Applied and Basic Research. — 2012- №10. P.78.