Марусева Раиса Герасимовна,

преподаватель гуманитарных дисциплин

ГБПОУ РС(Я) «Арктического колледжа народов Севера»

 

     Во всех образовательных учреждениях наряду с культом знаний должен существовать и культ духовности, культ  культурно-нравственных этических ценностей.Общество как таковое не может существовать без идеологии, обязательно должны быть идеалы и ценности, связанные с понятиями добра и порядка, любви к родине и к стране, в которой мы живем,  это – основа идеологии общественного развития. И здесь мы снова возвращаемся к такому понятию как «семейное воспитание». Опираясь на традиции воспитания в семье, общество может формировать духовно-нравственные основы настоящего гражданина своей страны.

   Общекультурные, гуманитарные предметы по сути своей как раз и призваны   формировать  у молодежи основы духовности и гражданственности. Духовная культура любого этноса – это основа жизнеспособности народа.Традиции, обряды, обычаи предков – это те корни, без которых человек  теряет духовную опору в жизни, а ведь не секрет, что сила рода, этноса, нации – источник жизни человека и поэтому сохранение древних обычаев и традиций до настоящего времени – это основа воспитания, стойкости этноса, умения выжить при  любых жизненных обстоятельствах.

    Нижнеколымский  район уникален по своему этническому составу, исторически сложилось так, что здесь проживают представители почти всех коренных малочисленных народов Якутии, поэтому хотелось бы найти ответы на следующие вопросы: сохраняются ли традиционные обычаи этносов, трансформируются ли они на протяжении нескольких поколений?

   Проходит время, меняется наша жизнь, а настоящие моральные ценности, основные нравственные критерии все также, как и много лет назад, остаются ценностью непреходящей, именно поэтому живут еще традиции и обычаи, поэтому все еще звучит на просторах тундры родная речь.

    Бережное отношение к месту проживания, к окружающей природе, к национальной культуре и сегодня дает возможность коренным северным народам  жить в тундре, как жили их предки. Мы можем, пользуясь современной научной терминологией, с удивлением констатировать тот факт, что вся жизнедеятельность этих этносов подчинена четкому логическому построению: экологические основы природопользования,  разумное экономически обоснованное ведение хозяйства и сохранение национальной духовной культуры народа. Очевидно, эти три составляющие и являются основой жизнеспособности  любого народа.

      И сегодня по-прежнему главное, что передается из поколения в поколение – это отношение  человека к Природе.  Природа –мать всего живого на земле, она дарит свою любовь своим детям и поддерживает своих детей: человек ли это, животноеили птица, или растительный  мир, поэтому до сих пор остаются живы обряды поклонения природе, до сих пор приносятся дары  реке, озеру, тундре. При перекочевке, установке жилища, при сборе на охоту, во время корализации или отеле оленей, просто в повседневной жизни в  наше просвещенное время строго соблюдаются обрядовые традиции предков. Таким же особым остается отношение к огню как к священному дару природы: и старые, и молодые знают «Обряд кормления огня». Самое интересное, что эти обрядовые традиции принимаются и  вполне органично используются в повседневной жизни и других не северных этносов, живущих в нашем районе. Нередко весной во время ледохода на берегах Колымы можно увидеть людей разной национальности, в восхищении замерших при виде мощной природной стихии и приносящих свои дары – угощения реке. Во время проведения традиционных праздников северных народов все присутствующие участвуют в обряде «кормление огня». Видимо, люди, живущие на Севере и испытывающие на себе влияние всех природных стихий, не могут не преклоняться перед мощью Природы.

     До сих пор  не потеряли своего значения запретительные поверья, связанные с  охотничьими обрядами, беременностью, тотемами рода, отношением к огню, к природе.  Совсем небольшие трансформации претерпели погребальные обряды, до сих пор строго соблюдаемые местными народами. Широко используются народные приметы и поверья, касающиеся как погоды, так и повседневной жизни этносов. Молодежь с удовольствием перенимает традиции танцевального и песенного искусства северных народов, приемы шитья и декора в традиционном прикладном творчестве, неизменным остается и интерес к этно-стилю  в современной одежде. По-прежнему  мастерство  владения основными видами национальных  спортивных игр является в глазах сородичей показателем физического совершенства человека. Молодежь начинает понимать, как важно знать свои корни, историю своего народа, своих предков. Сегодня многие семьи обращаются к своим истокам, составляя  генеалогическое древо своего рода. Все это дает нам основание утверждать, что растет национальное самосознание северных этносов.

    Можно с уверенностью утверждать, что знание обычаев, традиций своего народа сохраняет семейные корни, связь поколений и укрепляет национальные особенности этноса, а значит и общества, в котором мы живем.  Духовно-нравственная культура, передаваемая ребенку через семью, прежде всего обеспечивает ему духовную интеграцию в социум, конкретную социально и этнически зафиксированную идентичность, ощущение себя и  своего места в мире. Общеизвестно, что любое знание всегда связано с ценностным сознанием человека. В современных условиях знание и образование являются основой этического, экологического и экономического благополучия общества, а разве не на эти основные жизненные приоритеты были нацелены заветы наших предков?

       Если когда-то народы Севера воспринимали себя как замкнутое этническое сообщество, то в современном мире  все более четко прослеживаются процессы  бикультурности, что объективно ведет нас к формированию нового самосознания, и очень важно не потерять в процессе духовной интеграции в гражданское общество свои родные корни, свою национальную культуру.