Современное состояние образования предъявляет всё новые более высокие требования к ребенку и его здоровью. Физическое или психическое неблагополучие ребенка способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снижению их творческой активности, вызывают отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья обучающихся становятся  особенно актуальными.

Стратегия педагогической концепции – это  коррекция,   укрепление и развитие всех компонентов здоровья младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях открытого образования. Под открытым образованием предполагается система  педагогических и информационных технологий.

Тактикой реализации концепции стали задачи, направленные на адаптацию элементов технологии открытости в модель жизнедеятельности специального (коррекционного) класса.   В ходе  тактических  решений, (в которых участвовали родители и администрация учреждения) были реализованы  следующие составляющие технологии открытого образования:

  1. В классе реализуется открытый  тип социальных отношений     в системе:  «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – ученики», «учитель-родитель». Отношения строятся на духовно-нравственных условиях: деятельная атмосфера, уверенность в успехе, доброжелательность, раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).
  2. Открытость образовательного процесса родителям.
  3. Условия для использования ИКТ как открытости в окружающий мир.

Для эффективной реализации технологии здоровьесбережения  средствами образования  экспериментирую по апробации элементов открытого образования в своем классе. Эксперимент заключается  в использовании  принципа открытости, а именно:

  1. Созданы условия для свободного, открытого поведения детей, выбор сенсомоторного поведения на уроке.
  2. Созданы условия для универсальной формы обучения. Использую элемент открытости образования и интегрирую в классе детей с различной формой обучения. Есть ребенок, который находится на дистанционном обучении, но интегрируется в жизнь класса на уроках музыки, ритмики, внеклассных мероприятиях и т.д. То есть, созданы условия   для  свободного выбора  индивидуального образовательного маршрута и равных возможностей получения образования независимо от состояния здоровья.

Таким образом, новизна  авторской концепции состоит в адаптации элементов технологии открытого образования для эффективной реализации здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в образовательном процессе класса.

Для меня важно, что бы мои уроки не только формировали  интеллектуальный компонент здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, но служили основой сохранения и развития физического и духовно-нравственного  компонентов здоровья.

И последним элементом технологии  формирования здоровья, который, на мой взгляд, способствует развитию духовно-нравственного компонента здоровья — это  создание условий для овладения свободой рукотворчества. Другими словами деятельность руками это  деятельностно-трудовые и конструктивно-рукотворческие принципы обучения. В процессе освоения имеющегося опыта у ребенка формируется творческая способность к его обогащению собственным вкладом. Известно, что усвоение общественного опыта происходит в процессе деятельности и предполагает совершенствование психических процессов, обогащение форм познания окружающей действительности. Совершая действия с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия. Я добиваюсь раскрепощения духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных поделок.

В обзорном представлении своей концепции я остановилась лишь на самых ярких элементах технологии Базарного, что даёт сочетание  технологий открытости и  технологии В.Ф. Базарного.

Внедрение элементов технологии открытости позволили мне добиться открытости среди детского коллектива, открытости для коллектива родителей, создать условия равных возможностей для детей с разным видами нарушения. Я открыта для обучения детей с ЗПР, нарушением зрения, нарушением речи, ДЦП. В открытом образовании я должна научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Список использованной литературы

  1. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действия в интересах детей на 2012 — 2017 годы» от 01.06.2012 № 761.
  2. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
  3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. М.: АРКТИ, 2005. 176

References

  1. Presidental Decree “On the National Action Strategy for Children for 2012-2017” from 01.06.2012 N 761.
  2. Order of the Russian Ministry of Education and Science of 28 December 2010 N 2106 “On approval of the federal requirements to educational institutions in terms of the health of students and pupils”.
  3. Bazarnyi V.F.Health and child development: Express-control in school and at home.M .: ARKTI, 2005.