Я — учитель начальных классов, работающий в современной школе в наше непростое время уже 35 лет. Чем дольше я работаю, тем чаще возникает вопрос «Как учить?». Чему учить я знаю, а как учить, чтобы не пропал интерес у ребёнка, чтобы видеть любознательного, активного человека, чьи личностные качества будут отвечать требованиям современного общества.

Образовательный процесс – это искусство, рассчитанное не на весь класс одновременно, а на каждого ученика. А обучение младшего школьника – это искусство вдвойне, потому что не все дети способны одинаково усваивать  программу, не все достаточно трудолюбивы и ответственны. А научить надо всех. Стандарты второго поколения нацеливают нас на то, что недостаточно дать ребёнку готовые знания, нужно дать инструмент, который поможет добыть эти знания.  Одно из важных направлений  разрешения этих проблем является разработка и внедрение новых  педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся.

Среди всего многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя следующие технологии, которые применяю в работе с учащимися начальных классов:

Использование технологии деятельностного метода, разработанную М.И.Моро, позволяет мне не просто объяснить новый материал, а дать возможность ученику на уроке самому «открывать» новые знания. Ученик наблюдает, сопоставляет, обобщает результаты, выдвигает гипотезы, решает ту или иную проблему. Ведь научиться любой деятельности можно лишь выполняя её самостоятельно. Конфуций говорил «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь».

Часто использую технологию проблемного обучения. Актуальностьданной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Создание проблемных ситуаций на уроках — это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения,  работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких новообразований, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире.

Среди новых педагогических технологий наиболее адекватной поставленным целям обучения, по-моему, является технология проектов. Применение этой технологии обеспечивает формирование четырёх ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, предметной. При выполнения каждого нового проекта  можно решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, учащемуся  приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проекты начинаются уже с первого класса и по всем предметам. Таким образом,  использование в своей практике различных  технологий даёт возможность по-новому обучать детей в школе, создаёт условия для всестороннего развития личности ребёнка.

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

 

Литература:

1.ФГОС основного образования. М. Просвещение 2012г

2.М.И.МороДеятельностная технология обучения: образовательная система «Школа России». Построение непрерывной сферы образования. М.2010г

  1. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. требование по составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва, 2006
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М.2012

 

Literature:

1.GEF primary education. M. Education, 2012

2.M. I. Moro Activity learning technology and educational system «School of Russia». The construction of continuous education. M. 2010

  1. Peterson L. G., Kubysheva M. A., Kudryashova T. G. the requirement to draft a lesson plan for didactic activity system method. Moscow, 2006
  2. Bychkov A. V. project Method in the modern school. M. 2012