Динамичность процессов трансформации общественного порядка обусловила аксиологический кризис, который находит свое отражение и в процессе модернизации образования. Профессиональное образование, в частности высшее, являясь одним из ведущих факторов социального и экономического прогресса общества, как было отмечено В.В. Путиным на заседании Совета при президенте по науке и образованию, также оказывается вовлеченным в процесс пересмотра аксиологических основ подготовки будущего специалиста.

Рассмотрение во взаимосвязи перспектив технологического развития России и подготовки будущих специалистов, качество которой во многом зависит от расставленных приоритетов, в том числе и в процессе обучения в вузе заставляет акцентировать наше внимание в рамках исследования на вопросе формирования социально-профессиональных ценностей у студентов, что обусловлено не только проблемой повышения качества профессиональной подготовки, но и перспективами социально-экономического развития страны.

На основе результатов анализа психолого-педагогической литературы, российского и зарубежного опыта формирования ценностей будущих педагогов обосновывается рабочее определение понятия «социально-профессиональные ценности».

Актуализации социального контекста исследования феномена «ценностей» вовлекшая социологов, базируется на учениях классиков зарубежной социологии. Русский психолог Б.Ф. Ломов, исследуя феномен ценностей, в рамках деятельностного подхода, определил систему ценностей как многовекторное пространство. В основе каждого вектора, находится соответствующая модель социальных отношений, имеющая определенный вес и значение для конкретной личности [2].

Одним из путей и механизмов формирования социально-профессиональных ценностей личности выступает профессиональное образование, которое предстает не только как институт социализации, воздействующий на всех субъектов образовательной системы (студентов, слушателей), но и как механизм трансляции в том числе и ценностных ориентаций на социум в целом, через молодое поколение, являющееся источником воспроизводства социального опыта.

Тенденции развития высшего образования в России, обусловлены теми же процессами, которые влияют и на высшее профессиональное образование за рубежом: гуманизация, глобализация, демократизация. Таким образом, одновременно повышаются требования к разнонаправленным характеристикам учебного процесса.

В современной ситуации к важнейшим для студентов социально-профессиональным ценностям можно отнести: высокую профессиональную компетентность, самостоятельность, творческую инициативу, предприимчивость, высокую лабильность, адаптивность, сформированность рефлексивных и коммуникационных навыков.

Таким образом, в процессе подготовки студенты не имеют возможности осознать взаимообусловленность социальных и профессиональных ценностей, что приводит к нарушению восприятия причинно-следственной связи действий и результатов и в первую очередь профессиональных, формированию неэффективных моделей поведения, принятию нерациональных решений – все это в комплексе обуславливает снижение эффективности профессиональной подготовки.

Использование аксиологического подхода в построении образовательного процесса подразумевает целый комплекс необходимых для реализации педагогических условий, среди которых в первую очередь нужно указать: устойчивость базовой системы ценностей транслируемой студентам в процессе обучения, а также использование аксиологического подхода к построению содержания образования и интерпретации его материалов, организации творческой деятельности студентов, формированию их эмоционально-ценностного отношения.

Для эффективной реализации перечисленных педагогических условий необходима разработка и внедрение модели формирования социально-профессиональных ценностей студентов, которая бы учитывала специфику организации профессиональной подготовки будущих педагогов и смогла обеспечить выполнение указанных организационно-педагогических условий.

Литература

  1. Абрамова М.А. Гуманитарная подготовка студентов педагогических специальностей: монография /Абрамова М.А.; М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. Москва, 2003.
  2. Абрамова М.А., Костюк В.Г., Гончарова Г.С. Влияние самоидентификации и ценностных ориентаций молодежи на выбор образовательных стратегий // Философия образования. — 2015. — № 1(58). — С. 38-49.
  3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — С. 121. Константиновский Д.Л. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи / Константиновский Д.Л., Абрамова М.А., Вознесенская Е.Д., Гончарова Г.С., Костюк В.Г., Попова Е.С., Чередниченко Г.А. 50 лет исследования. — Москва, 2015. — 230 с. Троцкая А.И. Теоретические основы формирования социально-профессиональных ценностей студентов. — Новосибирск, 2013. — 90 с.
  4. Троцкая А.И. Факторы и условия формирования социально-профессиональных ценностей студентов в вузе (на примере факультета технологии и предпринимательства НГПУ) // Наука и образование. — 2013. — № 3(71). — С. 82-85.

References

  1. Abramova M. A. the Humanitarian training of students of pedagogical specialties: monograph /M. A. Abramov, M of education and science. Federation, Moscow. outdoor GOS. PED. Univ they. M. A. Sholokhov. Moscow, 2003.
  2. Abramova M.A., Kostyuk V.G., Goncharova G.S. the Influence of identity and values of young people to choose educational strategies // Philosophy of education. — 2015. — No.1(58). — Pp. 38 to 49.
  3. Lomov B. F. Methodological and theoretical problems of psychology. — M.: Nauka, 1984. — Pp. 121. Konstantinovsky D. L. New meanings in educational strategies of youth / Konstantinovsky D. L., Abramova M. A., Voznesenskaya E.D., Goncharova, G.S., Kostyuk V.G., Popov E.S., Cherednichenko G.A. 50 years of research. — Moscow, 2015. — 230 p. Trotskaya A. I. Theoretical bases of formation of social and professional values of students. — Novosibirsk, 2013. — 90 p.
  4. Trotskaya A.I. Factors and conditions of formation of socio-professional values of students (for example faculty of technology and enterprise of NSPU) // Science and education. — 2013. — No.3(71). — Pp. 82-85.