Процесс совместной деятельности, либо соперничество являются эффективными для становления нашей цивилизации? Ведь, за обучаемыми будущее нашего общества. Давайте рассмотрим данные аспекты:

  1. Сотрудничество в обучении – стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, помогая и поддерживая друг друга, переходит в сотворчество, готовит к самостоятельной деятельности, самореализации [1, c. 73].

Эффективность применения сотрудничества в обучении, доказали работы многих педагогов (Соловейчик С.Л., Дьяченко В.К., Амонашвили Ш.А., Лысенкова С.Н, Шаталов В.Ф.). Сотрудничество, это есть процесс восприятия другого человека. Ответственность за другого человека, доброжелательное отношение к нему.

  1. Конкурентоспособность – способность человека доказать свою компетентность, выиграть соперничество. Доказать свою состоятельность, привлекательность [1, c. 148].

Конкурентоспособность активизирует деятельность обучающихся, выступает как мотивация в обучении. Однако, что касается воспитательного процесса, данный метод несет характер конфликтности. Воспитываются отрицательные качества, такие как враждебность, закрытость, агрессия и др. Для нашего исследования был выбран 4 «д» класс, школы №2 г. Якутска РС(Я). Мы разделили класс на две группы. Исследование прошло на уроке ОРКСЭ. Тема урока была едина «Дружба», разнообразие было совершено в методах обучения.

Для первой группы учеников мы применили коллективный способ обучения, который формирует сотрудничество и активизирует товарищескую взаимопомощь. В работу включаются все ученики, идет полное взаимодействие друг с другом. Была использована методика Ривина. Давайте рассмотрим фрагмент урока с применением данной методики. Тему урока мы разбили на подтемы, и подготовили карточки с материалом: «Отношения с другими людьми», «Дружба», «Отличительные черты дружбы», «Друзей объединяет». Количество учеников составляло 16 человек. Распределение вышло так, что 4 ученика занимались по одной теме. Получив свою тему, ученик готовит свою тетрадь: рисует таблицу в тетради (рис 1.).

Тема О чем говорится С кем работал
1. Отношения с другими людьми
2.Дружба
3.Отличительные черты дружбы
4.Друзей объединяет

 

Каждый младший школьник работает по своей теме (со своей карточкой). После проведения работы, он начинает работать с другим учеником. Ученики обмениваются материалом своей карточки друг с другом. Идет обсуждение темы, запись в тетрадь (заполнение таблицы). Далее, младшие школьники меняются партнерами и изучают новую карточку партнера. Пересказывают тему, которую усвоили при работе с первым напарником, ориентируясь своими записями. И таким образом изучают все 4 темы.

Для второй группы испытуемых мы провели урок на эту же тему «Дружба», в традиционной форме обучения. Количество учеников составляло 17 человек. Ученикам мы раздали точно такой же материал, только не в виде карточек, в виде текста.  Материал был изучен вместе с учителем, были подготовлены вопросы по тексту. За правильные ответы присуждались значки. По количеству значков, ученики получали оценки. У младших школьников появилось желание превзойти своих одноклассников, мотивационные значки выступили как стимул в их деятельности. Возникло соперничество в процессе обучения. На уроке возник даже спор, кто быстрее дал правильный ответ на поставленный учителем вопрос. Заинтересованность на уроке была высокой, но, тем не менее работали при этом не все ученики.

Контрольным этапом нашего исследования выступила диагностика изученного материала. Младшим школьникам были представлены контрольные вопросы по пройденной теме.  Результативность показывает, что урок построенный в духе сотрудничества более продуктивен чем урок-конкуренция (рис 2.).

Рис.2

При конкуренции младшие школьники начинают воспринимать своих одноклассников как соперников. Конкуренция непосредственно выступает как мотивация в обучении, но пагубно влияет на воспитательный процесс. При применении конкуренции у младших школьников развивается эгоцентризм, ориентация на себя на свои интересы и потребности. Коллективизм приветствовался обществом из поколения в поколение. Процесс сплочения ведет к более прогрессивным действиям, а также человек учиться при взаимодействии с окружающими социализироваться. Младший школьник начинает осознавать себя частью общества, у него просыпается чувство солидарности с группой. Итак, в ходе нашей исследовательской работы и теоретических суждений, мы приходим к мысли, что воспитание сотрудничества в младший школьный период, продуктивнее, чем конкуренция.

Список использованной литературы:

  1. Педагогический словарь: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

References

  1. Teaching Dictionary: Proc.The benefit for students.Executive. Proc.Institutions / VI Zagvyazinsky, AF Zakirov, TA Strokova etc .; ed. IN AND.Zagvyazinskogo, AF Zakirova. — M .: Publishing Center «Academy», 2008. — 352 p.