В юкагирском языкознании словообразование является одной из недостаточно разработанных областей. Словообразование юкагирского языка определяется его агглютинативным характером, основным способом образования новых слов является аффиксация.

Словообразовательное гнездо (СГ) и  его составляющие (вершина, словообразовательная цепь и словообразовательная парадигма) являются центральными единицами дериватологии. Под словообразовательным гнездом понимается «совокупность всех однокоренных слов (дериватов), связанных отношениями непосредственной производности с исходной единицей» [1, с. 578].

В настоящей статье рассматривается словообразовательное гнездо с вершиной чиэ. На парадигматическом уровне словообразовательное гнездо с вершиной чиэ представляет собой совокупность словообразовательных парадигм, которые рассматриваются как совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую базу:

Чиэ

чиэ-дьэ сущ. ‘зима’, ‘очень холодная погода’, ‘холода’, ‘морозы’, ‘ холод’, ‘мороз’, ‘заморозки’

            чиэдьэ-дин сущ. ‘в течение зимы, всю зиму’

                       чиэдьэ-лльэ пиччии сущ. ‘синица’

чиэдьэ-мэ нареч. ‘зимой’

чиэдьэ-ҥоо-т  а.ф.  ‘зима’

                        чиэдьэ-т неперех. ‘простыть’

                                     чиэдьэт-ну неперех. ‘простывать’

чиэдьэт-оо неперех. страд. ‘быть простуженным’

 чиэдьэт-у-л  и.д. ‘простуда’

чиэдьэ-ш перех. ‘остудить (сделать не горячим)’

                                       чиэдьэш-нуперех. ‘остужать (делать не горячим)’

                                      чиэдьэш-оо неперех.страд. ‘быть остуженным кем-н.’

               чиэ-л-у  неперех. ‘быть холодным’

                        чиэлуу-нунеперех. ‘бывать холодным’

                   чиэл-гэ-йо межд. сл. холодно.

       чиэл-киэнеперех. ‘холодать’, ‘холодеть’

                        чиэлкиэ-ну неперех. ‘холодать’;  ‘холодеть’

                        чиэлкиэ-лаа  неперех.  ‘начать холодеть’, ‘остывать’.

                        чиэлкиэ-лоо неперех. страд.  ‘быть остывшим’.

                        чиэлкиэ-шперех. ‘остудить что-н.’

                               чиэлкиэш-иэ— перех.‘начать остужать что-н.’

                               чиэлкиэш-ну перех. ‘остужать что-н.’

                               чиэлкиэш-оо  неперех. страд.  ‘быть остуженным кем-н.’

                 чиэ-сьнеперех. ‘быть холодным’

На парадигматическом уровне СГ с вершиной чиэ представлено тремя парадигмами. Первая парадигма  с вершиной чиэдьэ  имеет 6 дериватов, вторая с вершиной чиэлу – 3, третья с вершиной чиэсь – 1. Производные первой парадигмы принадлежат субстантивному, композитному, глагольному, адъективному блокам.

На синтагматическом уровне словообразовательное гнездо – это совокупность словообразовательных цепей – дериватов, находящихся в отношениях последовательной производности. Словообразовательные цепи по количеству компонентов делятся на бинарные (состоящие из исходного слова и только одного производного) и полинарные (состоящие из несколько компонентов). СГ с вершиной чиэ является сильноразвернутым и многоступенчатым: 1 полинарная цепь содержит 2 компонента, еще 1 – 4, 2 полинарные цепи содержат по 3 компонента.

Анализируемое СГ с вершиной чиэ имеет три парадигмы и несколько ступеней производности. В основе строения словообразовательных гнезд в юкагирском языке лежит принцип последовательного подчинения одних единиц другим.

 

Литература:

  1. Стариченок В. Д. Большой лингвистический словарь. – Ростов на/Д: Феникс, 2008. – 811 c.
  2. Прокопьева П.Е. Словарь языка лесных юкагиров (тезаурусного типа). Буквы У-Э: отчет по теме НИР. – Якутск, 2013. – 277 с.