Цель исследования: выявить признаки, позволяющие выделить и описать северный текст литературы Якутии, смысловым ядром которого является северная литература Якутии.

Методы исследования: Исследование северного текста основывается на базовых методах изучения городских текстов, которые опираются на концептуальные семиотико-культурологические принципы анализа (В.Н. Топоров, Ю.М. Лотман, Н.П. Анциферов и др.), выявляющие культурные коды топосных сверхтекстов. Наиболее продуктивным методом исследования Севера как текста выступает комплексный подход, а именно концептуальный, культурно-исторический, биографический, интертекстуальный методы, а также геопоэтический подход. В этом плане художественная картина мира включает в себя совокупность ландшафтных характеристик, образов природы, пространства, времени, движения.

В ходе исследования разработаны критерии выделения северного текста на материале литературы Якутии, смысловым ядром которого является литература малочисленных народов Севера (эвенов, эвенков, юкагиров), наиболее ярко отражающая национальную картину мира северного человека.

1) Арктическая зона Якутии, так называемый Север, в художественных текстах представлен как образно и тематически обозначенный центр, единый концепт и конкретный локус, имеет свои географические, историко-культурные характеристики, а также субъективный образ восприятия и интерпретации реального пространства. Север как внетекстовая реалия является генеративным порождающим явлением или фактором данного регионального текста. 2) Существует определенный круг текстов, наиболее репрезентативный для данного локального текста в целом, определяющий законы формирования его художественного языка и тенденции его развития. 3) Литература народов Севера Якутии как отдельная художественная система с архаичными формами культуры прошла своеобразный путь своего становления, начиная с 1930-х гг., и синхронность развития в общем историко-литературном процессе ХХ в. Все этапы формирования этой литературы связаны с желанием авторов осознать собственную историю и традиционную культуру, и это следует характеризовать как черту регионального художественного сознания. 4) Литературу народов Севера Якутии можно представить как сложную систему интегрированных текстов, имеющих общую внетекстовую ориентацию, образующих незамкнутое единство, отмеченное смысловой цельностью в месте встречи текста и внетекстовой реалии. 5) Общность художественного и культурного кода к пониманию данного типа культуры, который определяет набор образов, связанных с каким-либо комплексом стереотипов в сознании. 6) Устойчивость и одновременно подвижность динамичность границ данного локального текста. 7) Образ Севера образует дополнительные смыслы, связанные с его мифологической культурологической метафорой.

Система текстов, несмотря на то, что создана различными авторами,  обнаруживает общность в существовании единой модели мира и мифотектонике, т.е. культурном коде, присутствующим в сознании большинства носителей культуры и так или иначе проявляющимся в текстах. Сам факт образования сверхтекста говорит о культурной значимости внетекстовых реалий, с которыми данный светхтекст связан. Для определения составляющих сверхтекста, реализующих общие культурные смыслы, необходимо выявить его концептосферу. В концептосферах системы текстов, образующих единую мифотектоническую парадигму и сходную модальную установку, проявляется общая сверхтекстовая картина мира. Все авторы-северяне, начиная с творчества основоположников и далее, юкагиров Н.И. Спиридонова — Тэки Одулока,  С.Н. Курилова, Н.Н. Курилова, Г. Дьячкова, эвенов Н.С. Тарабукина, П. Ламутского, В. Лебедева, А. Кривошапкина, В. Кейметинова-Баргачана, В. Белолюбской-Аркук, эвенков Д. Апросимова, Н. Калитина, Г. Кэптукэ,  пытаются осмыслить Север как историческое, ландшафтное, социально-культурное пространство.

Таким образом, концепт «Север» выражается абсолютно различными метафорическими представлениями, такими как «Север — это судьба народа», «Север — это земля сородичей», «Север — это человек», «Север — это кочевье», «Север — это дом», «Север — это противоречивый географический образ», «Север — это край земли», «Север — это природа и стихия», «Север — это пограничье, граница, рубеж», «Север — это борьба за выживание и труд», «Север — это боль» и другими, характеризующимися природно-климатическими и исторически сложившимися  условиями, особенностями мировоззрения и традиционной жизни людей, проживающих на данной территории. Мы пришли к выводу, что данный региональный северный текст обладает всеми признаками сверхтекста и может быть классифицирован как типологический вариант северного сверхтекста.

 

Список источников:

  1. Антология художественных концептов русской литературы XX века [Электронный ресурс] / Ред. и авт.-сост. Т. И. Васильева, Н. Л. Карпичева, В. В. Цуркан. М.: Флинта, 2013. 356 с. (дата обращения 21.04.2018).
  2. Галимова Е. Ш. Северный текст в системе локальных (городских и региональных) сверхтекстов русской литературы. URL: http://narfu.ru/ifmk/cen_lab/ntext/fi les/galimova.pdf (дата обращения 25.04.2018).
  3. Головнёв А. В. Кочевье, путешествие и нео-номадизм// Уральский исторический вестник, 2014. № 4(45). С. 121-126.
  4. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 132-р).
  5. Лагунова О. К. Научные версии литературного творчества коренных малочисленных народов Севера и западной Сибири// Вестник Тюменского государственного университета. 2011. №1. С. 60-68.
  6. Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе. Новосибирск: Изд-во ННРУ, 2003. 169 с.
  7. Попков Д.В., Тюгашев Е.А. Философия Севера: коренные малочисленные народы Севера в сценариях мироустройства. Новосибирск: Сибирское научное изд-во. 2006. 376 с.