Цель исследования связана с выявлением особенностей воплощения пространственной парадигмы долины Туймаады в значимых текстах русской и якутской литературы путем реконструкции сакральной структуры Якутска.

Исследование особенностей пространственной поэтики текста на своременном этапе предполагает обращение к фундаментальным трудам по спациальной поэтике  М. М. Бахтина, Вяч. Вс. Иванова, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, З.Г. Минц, Б. А. Успенского, В.Н. Топорова с учетом новейших междисциплинарных исследований художественного пространства Д.Л. Спивака по метафизике города, Д.Н. Замятина, О.А. Лавреновой по геокультурному моделированию и др.

Долина Туймаада является одной из трех Среднеленских долин, центральное расположение между долинами Эркээни и Энгсиэли, обусловило ее доминирование в естественном природном ландшафте и в культурной, сакральной сфере. Поэтому фольклорная традиция доносит до нас образ “счастливой”, “изобильной”, “благодатной” Туймаады, наиболее адекватно реализованный в исторической дилогии якутского прозаика В.С. Яковлева-Далана. В его романах «Глухой Вилюй” и “Тыгын Дархан”долина Туймаада – природный феномен, обладающий свойствами защищенного, огороженного пространства. Идею изобилия и процветания актуализирует оппозиция полнота / незаполненность, которая является определяющей в противопоставлении культурно освоенной долины Туймаады и Улуу Маган Дуол (Великий белый простор — тундра), Муус Кудулу Далай (Великий Ледовитый океан). Великая госпожа Бабушка Туймаада в романе не просто пространственный образ, с ним ассоциирован и временной аспект – с Туймаадой связаны счастливая пора жизни героев, время и место достижения успеха, расцвета жизненных сил и др. В то время как испытания, посланные героям на земле Туймаады, становятся залогом их дальнейшего успеха и процветания. Сюжетное движение романов в сущности повторяет пространственную траекторию легендарного первопредка якутов Элляя Эр Соготох (Одинокий), который, прибыв по реке в Туймааду, становится прародителем якутов. Сакральная функция Туймаады заключается в том, что это место, в котором преодолевается несчастливая судьба и одиночество; это — место спасения, накопления сил, реализации творческого и жизненного потенциала. Таким образом, романы воссоздают закрепленное в традиционном сознании представление о Туймааде как центре, средоточии срединного мира, благословенном месте, где вершится личная и общая судьба.

Глобальное противопоставление сакрального в культурном пространстве происходит на перекрестке “православия” и “язычества”. В русской литературной традиции сакральная структура Якутска представлена образами православного храма, креста, как сакрального центра, частокола, как знака освоенного культурного пространства, противостоящего стихийному хаотическому миру. Тексты художественной литературы запечатлели ландшафт, символику пространства, топосы и локусы Якутска и его окрестностей, в результате возникает впечатляющая картина особой “цивилизации” маркерами которой выступают, с одной стороны, “холод”, “отдаленость”, “лишения”, “одиночество”, с другой  — “дружелюбие”, “взаимовыручка”. В романтическом контексте поэмы К.Рылеева “Войнаровский” были закреплены мотивы “суровой, дикой, угрюмой природы”, “унылого, глухого города”, в котором “житель одичалый” влачит тоскливое существование. Однако в поэме впервые возникает описание Якутска как места согласного сосуществования разных народов. И.А. Гончаров уже говорит об особом “сибирском отпечатке”, который отличает “природного” якутянина: оригинальный свободный взгляд на мир, независимый характер, физическое здороовье. На фоне описаний многочисленных обедов и ужинов, носящих подчеркнуто бытовой характер, выделяется эпизод с архиереем Вениаминовым. В очерках И.А. Гончарова возникает своеобразное сращивание бытового и сакрального.

Литература

Далан. Глухой Вилюй. Якутск: Бичик. 1993. 336 с.

Далан. Тыгын Дархан. Якутск: Бичик. 1994. 432 с.

Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М.: Знак. 2006. 488 с.

Лавренова О.А. Семантика культурного ландшафта: автореф. диссертации доктора философских наук: 24.00.01.  М, 2010. 30 с.

Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. 704 с.

Ноева С.Е. Особенности национального психологоса в романах В.С. Яковлева- Далана //Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2012. Т. 9. № 2. С. 117-122;

Ноева С.Е. Мотив поиска в романах якутского писателя В. С. Яковлева — Далана (на примере сравнительного анализа романов «Глухой Вилюй», «Тыгын Дархан») // Современные гуманитарные исследования. 2013. № 6 (55). С. 54-56.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исслед. в обл. мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс: Культура, 1994. 624 с.

Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа”Языки русской культуры”, июль 1995. 360 с.

Спивак Д.Л. Метафизика Санкт-Петербурга: начало и основание. СПб.: Алетейя, 2003. 480 с.