В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его  мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

«…В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником» — Н. Ю. Пахомова, зав. лаб. методики и информационной поддержки развития столичного образования МИОО, кандидат педагогических наук.

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к содержанию и качеству преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную исследовательскую работу учащихся.[2]

Проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по формированию УУД. Метод проектов, несомненно, перспективен как  эффективная форма деятельностного подхода.

Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, буклета и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда, сайта.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов, которые возможно использовать на уроках русского языка:

  • исследовательский проект
  • творческий
  • ролевой
  • практико-ориентированный,
  • информационный

В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части речи по русскому языку.

В ролевом (игровом) проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку (главное условие сказки – объяснение  языковых законов, но с использование сказочных элементов, волшебных превращений, определённых устойчивых выражений; знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно).[1]

Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, результатом изучения темы «Фразеологизмы» стал учебный проект «Неизведанный мир Фразеологии», представленный в Приложении.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой. Продуктом реализации проекта  могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, рекламные ролики и т.д.

Проекты по русскому языку распределяются  и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок, над такими проектами работа ведется в группах в составе не более 3-4 человек. Краткосрочные проекты по русскому языку занимают от двух до четырех уроков. Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными формами (экскурсии).

Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Часто эта работа проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Защита таких исследовательских работ может быть представлена на традиционных ежегодных школьных научно-практических конференциях, а победителей — на городских научно-практических конференциях.

Преподаватель может не только оценить эти проектные работы, но и устроить конкурс на лучшее, самое неординарное их оформление. На основе самых интересных сказок можно составить богатейший дидактический материал для выборочных и объяснительных диктантов, что может стать одной из наград для маленьких авторов. Разумеется, при подобном подходе к изучению русского языка необходимо и на уроках литературы готовить учащихся к такого рода деятельности, так как нужно знать те законы, по которым выстраивается текст художественного произведения определенного жанра. Этим обеспечивается не только межпредметная, но и метапредметная связь.

Проектная деятельность ориентирована на достижение следующих УУД из государственных образовательных стандартов:[3]

1.Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;  осознание уважительного отношения к родному языку, гордости за него, потребности сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

  1. ПознавательныеУУД включают  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  структурирование знаний и т.д.
  2. Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков;  синтез;  выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  подведение под понятие, выведение следствий;  установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;  доказательство;  выдвижение гипотез и их обоснование.
  3. КоммуникативныеУУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постановка вопросов;  управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Формирование УУД через проектную деятельность позволяет обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Проектная деятельность требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях, что формирует универсальные учебные действия. Через проектную деятельность происходит становление современного человека.

Литература:

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф (дата доступа: 28.12.2013).
  2. Полат Е.С. Метод проектов: программа Intel обучение для будущего [Электронный ресурс] – URL: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php (дата доступа: 23.12.2013)
  3. Стандарт основного общего образования по информатике [Электронный ресурс] // Тематическое планирование по информатике и ИКТ – URL::http://templani.narod.ru/standart_osn.html (дата доступа: 25.12.2013).
  4. Теплоухова Л.А. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности [Электронный ресурс] – URL: http://festival.1september.ru/articles/419748/(дата доступа: 23.12.2013)

Literature:

  1. STATE program of the RUSSIAN FEDERATION «DEVELOPMENT of EDUCATION» for 2013-2020 [Electronic resource] – URL: http://минобрнауки.рф (accessed 28.12.2013).
  2. Polat E. S. project Method: program Intel teach to the future [Electronic resource] – URL: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php (date of access: 23.12.2013)
  3. The standard of basic General education in computer science [Electronic resource] // Thematic planning in Informatics and ICT URL:: http://templani.narod.ru/standart_osn.html (accessed 25.12.2013).
  4. Teplouhova L. A. Active approach in teaching. The concept design activities [Electronic resource] – URL: http://festival.1september.ru/articles/419748/(date of access: 23.12.2013)