Согласно концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в РФ «из-за повышения требований к педагогическим кадрам в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий, усиливается потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования» [2].

В настоящее время навыки проектной деятельности, а также проектное мышление уже рассматриваются как одна из ключевых компетенций, требующая формирования как в вузе, так и в школе. В самом широком контексте под проектным мышлением понимают умение планировать. В узком контексте – умение определять образ желаемого результата, ставить цели, выстраивать алгоритм действий, осуществлять данные действия, в том числе и производить контроль.

Конкретизация этапов выполнения проекта приводит нас к осознанию необходимости развития у индивидов технологического мышления, которое рассматривают как императив современной культуры, ориентированной на разработку все более новых и совершенных технологий, вследствие чего, развитое технологическое мышление становится одним из условий формирования высокого общего интеллекта человека.

Технологическое мышление М.В. Кобякова рассматривает как связующее звено между теоретическим и практическим типами мышления [1]. В контексте определение технологического мышления очень близко подходит к определению понятия «проектное», что подтверждается представленной Т.В. Кудрявцевым структурой технологического мышления [4].

Анализ работ В.И. Загвязинского, В.В. Давыдова, В.В. Краевского, А.Н. Леонтьева, А.М. Новикова, В.Д. Симоненко, А.В. Хуторского позволяет сделать нам заключение, что использование термина «проектно-технологическое мышление» с одной стороны позволяет сделать акцент на необходимости развивать способности индивида по концептуализации и разработке нового содержания («проект»), а второй компонент этого термина («технологии») выделяет возможности индивида по осуществлению деятельности и знание технологий, необходимых для рационально-упорядоченного преобразования мира. Таким образом, использование данного синтетического понятия позволяет нам не множить смыслы, а конкретизировать задачи по формированию актуальных на сегодня компетенций. Как отмечают В.П. Овечкин, Я.В. Чуб, переход системы общего и профессионального образования к концепции компетентностного подхода [5].

Следует отметить, что проектное мышление позволяет осуществить достижение дидактической цели посредством деятельности, в результате которой имеет место развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

С точки зрения социальных коммуникаций при обучении с использованием метода проектов следует иметь в виду, что в процессе обучения учащийся должен научиться составлять описание объекта, ранее не существовавшего, обсуждать этапы проектной деятельности с участниками проекта – представлять информацию, анализировать, выбирать перспективные и оригинальные решения. Очень важно представить, что процесс проектирования – это работа группы людей. И педагог или коммуникатор должен владеть всем процессом проектирования и уметь передать точный смысл задуманного [3]. Кроме того, важным является и выбор объектов проектирования для учебной проектной деятельности (уровень работы должен соответствовать максимально возможной сложности, которую способен освоить учащийся на пределе его творческих способностей). Это в свою очередь предъявляет повышенные требования к подготовке педагогов.

Вследствие чего потребность в развитии проектно-технологического мышления как учащихся, так и педагогов, подтверждающаяся динамичностью современных преобразований, обусловливающих необходимость формирования способности у индивида быстро переходить от одного вида деятельности к другому и овладевать новыми технологиями – становится весьма значимой.

Библиографический список:

  1. Кобякова М.В. Определение уровня развития технологического мышления студентов технического учебного заведения // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. — 11(126). — С. 103-107.
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в РФ // — режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
  3. Крашенинников В.В. Инновационные аспекты технологического образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета: электронный журнал. — №6. – 2013. — С. 30-38. — режим доступа: vestnik.nspu.ru, ISSN 2226 — 3365
  4. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления: процесс и способы решения технических задач. — М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
  5. Овечкин В.П., Чуб Я.В. Технологическое мышление специалиста: структура и условия формирования в вузе // Педагогическое образование. — 2009. — №3. — С. 137-143.

References:

  1. Kobyakov V.M. Determination of the level of technological development of thinking of students of technical educational institutions // Herald of Tomsk state pedagogical University. — 2012. 11(126). — P. 103-107.
  2. The concept of the Federal target program of education development for 2016-2020 in the Russian Federation // access mode: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
  3. Krasheninnikov V.V. Innovative aspects of technological education // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical University: Electronic journal. — No.6. – 2013. — P. 30-38. — access mode: www.vestnik.nspu.ru, ISSN 2226 – 3365
  4. Kudryavtsev T.V. Psychology of technical thinking: process and methods of solving engineering problems. – Moscow: Pedagogy, 1975. — 304 p.
  5. Ovechkin V.P., Chub V.J. Technological thinking specialist: the structure and conditions of formation in the University // Pedagogical education. — 2009. — No.3. — P. 137-143.