Экология как сфера познания переживает сейчас бурное развитие, отражая, прежде всего интересы человека в окружающем его мире. Особое внимание при этом уделяется экологическим проблемам. Забота о сохранении природы заключается не только в разработке и соблюдении законодательства об охране Земли, ее недр, лесов и вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, но и в признании причинно-следственных связей между различными видами человеческой деятельности и изменениями природной среды.

Многолетнее изучение проблем экологического образования школьников позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению С.Д. Дерябо, Зверева, И.Т. Суравегиной, должна быть связана с социально-нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды [2].

В современной системе образования происходят кардинальные социально-экономические изменения, которые влекут за собой кризис общества, резкую смену ценностных ориентиров. В таких условиях повысилась роль целенаправленного экологического воспитания в образовательном процессе, что обусловило изменения ряда направленной работы в ФГОС второго поколения начального общего образования.

Кружковая работа – в атмосфере творчества, способствуют развитию не только познавательных способностей к окружающему миру, условиям жизни людей, растений, животных, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его экологическую культуру [4].

Таким образом, экологический кружок является не только предметом изучения, но и средством обучения, в котором закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляютсяво взаимодействиях ребенка с природой.

Развитие познавательного интереса младших школьников – этозначит научить их работать творчески, самостоятельно. Добиться этого возможно, превратив обучение в систему постановки и решения проблемных вопросов.

Главной целью развития познавательного интереса младших школьников в процессе экологического кружка является то, что каждый ученик должен научится или получит возможность научиться:формулировать правило на основе выделения существенных признаков;выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;строить объяснение в устной форме по предложенному плану;строить логическую цепь рассуждений;искать, получать и использовать информацию;фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах и т.д.

Для развития познавательного интереса младших школьников в процессе экологического кружка имеют правильные взаимоотношения между учителем и учащимися. Личность учителя, его отношение к любому делу, его педагогическое мастерство играют решающую роль в развитии глубокого интереса учащихся [1].

Экологический кружок обеспечивает развитие коммуникативных, регулятивных и познавательных действий, что дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Приобщение детей к экологии закладывает тот фундамент знаний о природном разнообразии нашей страны, который остается с учеником навсегда.

Для развития познавательного интереса у младших школьников в процессе экологического кружка можно разработать программу экологического кружка «Я – юный эколог». Для  повышения и развития познавательного интереса учащихся в процессе экологического кружка, необходимо использовать познавательные игры, ситуации-вопросы, экскурсии, экологические практики, беседы, экскурсии, диспуты, практические, проектные работы на местности, встречи с интересными людьми, познавательные игры-викторины в форме однодневных путешествий, занятия-загадки об удивительных, исторических местах, скрытые и целевые наблюдения педагога за учащимися и детей друг за другом,  работа детей в группах по решению своих индивидуальных проблем и практические действия детей с таблицами, защита проектов-презентаций, оформление ребенком, педагогом, родителями книг «Я и природа», «Вода — источник жизни», «Удивительные животные», «Мой край» и т.д., которые затронут эмоции детей, вызвать радостные переживания [5].

Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, так как в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации. Использование разнообразных методов, приемов и форм на занятиях кружка, позволяют создать условия для слияния игровой, творческой и учебной деятельности, что повысит умственную активность детей.

Это позволяет педагогу погрузить детей в мир Природы, в процессе которого будет существовать теснейшая взаимосвязь и взаимопроникновение интеллектуально-развивающей информации ребенка о себе и об окружающем мире.

Приобщение детей к природе — это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде. Необходимо привить младшим школьникам желание охранять природу от уничтожения и загрязнения, воспитывать бережное к ней отношение [3].

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен. В основном он неустойчив, не всегда целенаправлен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.

Список литературы

  1. Бурова Л.И., Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности. // Начальная школа. № 5. 2016. – 45-48 с.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Экологическая педагогика и психология.Ростов на Дону.: Феникс., 2007., 473 с.
  3. Добротин Д.Ю. Формирование методов научного познания на уроках окружающего мира. // Начальная школа. № 1. 2016. – 32-35 с.
  4. Копылова Н.П., Экологическое образование младших школьников. // Начальная школа плюс до и после. № 7. 2012. – 53-56 с.
  5. Николаева С.Н., Теория и методика экологического образования детей.М.: Академия 2005. – 321 с.

 

The list of references

  1. I., environmental practices as an innovative model of extracurricular activities.// Primary School. № 5. 2016. — 45-48 seconds.
  2. Deryabko S.D., Yasvin V.A., environmental education and psychology.Rostov-on-Don .: Phoenix., 2007, 473 p.
  3. Dobrotin D.Y.Formation methods of scientific knowledge on the lessons of the world. // Primary School. № 1. 2016. — 32-35 seconds.
  4. P., Environmental education of younger schoolchildren.// Elementary school plus before and after. № 7. 2012. — 53-56 seconds.
  5. Nikolaev S.N., Theory and methods of environmental education for children.M .: The Academy, 2005. — 321 p.