Читательский интерес – это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному  в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы  целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт.

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются  уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка.

«Семейное чтение» может быть понято двояко: во-первых, как-то, что члены одной семьи поддерживают друг друга в развитии собственных навыков чтения; во-вторых, как ситуация, когда члены семьи вместе переживают радость от чтения и рассказывания историй[3, с. 35].

Организация семейного чтения, и само понятие «семейное чтение» считаются общепринятыми и поэтому почти нигде четко не определяются.  В целом же оно может быть представлено следующим образом: семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.).

С момента прихода ребёнка в школу, семья продолжает, в определенной степени, оказывать влияние на его учебную деятельность. Значительную часть времени ребёнок проводит в семье и, поэтому она может взять на себя помощь в управлении процессом формирования мотивационной сферы (потребностей, целей и, конечно, интересов), которая является ядром личности, необходимым условием её активности. Б.П.Есипов в своих исследованиях отметил, что не всегда семья сотрудничает со школой [2,c.94], а также у детей может не быть устойчивых читательских интересов.

Формирование семейного «читательского поля» — важная проблема, особенно в ранний читательский период, называемый «библиотечным возрастом» ребёнка. Первые попытки привлечь ребёнка в библиотеку, к чтению книг совместно с родителями начинаются тогда, когда ребёнок в 5-7 лет воспринимает литературные произведения с голоса[1, c.20].

Работа начальной школы с родителями в процессе руководства семейным чтение может быть как индивидуальная, так и массовая. Можно в индивидуальной беседе  с родителями узнать интересы ребёнка и всей атмосферы семьи, порекомендовать необходимый список литературы, помочь родителям сформулировать правильный читательский вкус у ребёнка, а иногда и у самих родителей. Сотрудничество родителей, школы и библиотеки помогает повысить роль семьи в руководстве чтением и поднимает престиж чтения в семье. Создание эмоциональной обстановки  вызывает у ребёнка желание читать.

Таким образом, важная задача начальной школы – просветительская: объяснить родителям, что они могут, как они могут,  и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению. Семья должна понять, что чтение – это главное умение человека в жизни, без которого  он не может постичь окружающий мир. Задача родителей – заинтересовать ребенка какими –то художественными произведениями. Занимательные средства способствуют повышению эмоционального тонуса читательской деятельности детей и могут служить исходным моментом в развитии их читательских интересов.

Список литературы:

  1. Граблева, В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений // Начальная школа – 2000. — №11. – С.19-25
  2. Есипов, Б.П. самостоятельная работа с учебником учащихся на уроках. — М.: Педагогика, 2001. – 238с.
  3. Редозубов, С.П. Методика обучения чтению в начальной школе: Избранные труды. — М.: Издательство АПН РФ, 2001.

References:

  1. Gorbunov, VN Verbal drawing on the lessons of reading in the study of lyrical works // Elementary School — 2000. — №11. — S.19-25.
  2. Esipov, BP individual work with students on textbook urokah. M .: Education, 2001. — 238c.
  3. Redozubov, SP Methods of teaching reading in primary school: Selected trudy. M .: Publisher APN Russian Federation, 2001.