Профессиональное становление будущих учителей начальных классов в системе высшего образования предполагает, во-первых, оптимизацию обучения, которая позволяет наиболее целесообразно построить учебный процесс, правильно отобрав и организовав учебный материал, во-вторых, активизацию, где основное внимание уделяется созданию благоприятных условий для обучения, в-третьих, создание у будущих учителей установки на освоение и создание новых, нестандартных подходов к учебно-воспитательным проблемам, готовность принимать решения и нести ответственность за их реализацию.

Представляется, что одной из плодотворных идей обновления вузовского образования должен стать переход к новым формам организации учебного процесса. Разрабатывая новые подходы к подготовке педагогических кадров в вузе, необходимо внедрять в учебный процесс методы интерактивного обучения, которые направлены на повышение уровня профессиональной компетентности учителя начальных классов.

Методы активного обучения способствуют формированию знаний, профессиональных умений и навыков будущих специалистов путем привлечения их к интенсивной познавательной деятельности; активизации мышления участников учебно-воспитательного процесса; самостоятельному принятию решений в условиях повышенной мотивации; взаимосвязи преподавателя и студента.

Одним из важнейших путей совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы является повышение уровня теоретической и практической подготовки к инновационной деятельности в школе, которая предполагает сформированность творческого, индивидуального стиля. Система организации такой работы требует поэтапности, а также смещение акцента с формирования исследовательских умений при написании курсовых и выпускных квалификационных работ на участие студентов в исследовательской деятельности при изучении всех дисциплин учебного плана, исполнении научно-исследовательских и творческих проектов. Естественно, управление такой системой требует разработки специальной программы, а также внедрения индивидуальных программ личностно-профессионального развития одаренных студентов, включая задания для самоконтроля, текущего и итогового контроля.

Большие резервы имеет практико-ориентированная подготовка студентов – будущих учителей начальной школы. В соответствии с этим одной из самых острых проблем является принципиально иная организация педагогических практик, без чего невозможно осуществить современные задачи модернизации образования.

В соответствии с главной целью профессиональной подготовки будущего учителя – овладение путями и способами творческого подхода к решению разнообразных педагогических проблем – обоснована необходимость изучения студентами теории и технологии решения педагогических задач, осуществляемого в условиях спецкурса.

Следовательно, профессиональная подготовка будущего специалиста не сводится к сообщению ему определенной суммы знаний и формированию умений; значимым становится создание условий для максимального раскрытия возможностей личности каждого выпускника, ее индивидуального саморазвития, и подготовки специалиста широкого профиля, успешно адаптирующегося в современных экономических условиях, стремящегося к непрерывному образованию.

Подводя итоги вышесказанному, можно выделить следующие тенденции совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе на современном этапе: использование интерактивных форм обучения студентов; интегративность и многоаспектность содержания учебных курсов, циклов; разработка индивидуальных программ личностно-профессионального развития одаренных студентов; повышение удельного веса самостоятельной работы студентов; использование практико-ориентированных форм обучения; реформирование педагогической практики; учет позитивного опыта профессиональной подготовки учителя начальных классов в России и за рубежом.

Библиографический список:

  1. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования // Мир науки, культуры, образования. — №4(23). – 2010.
  2. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Барнаул, 2002.

References:

  1. Voynilenko N. V. Enhancement of control and estimative processes as factor of quality management of the primary general education//World of science, culture, education. — No. 4(23). – 2010.
  2. Lavrentyev G.V., Lavrentyeva N. B. The innovative training technologies in professional training of specialists. – Barnaul, 2002.