Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект. Например, готовим с детьми сказку или праздник. Даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается — это проект. Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей не сухим фактам, а учить учиться самим.

Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети работают с большим объёмом  информации, ищут описание и т.д. и т.п. Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство,  интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности. Проекты могут классифицироваться: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы проектов:

— исследовательско-творческие

— ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)

— информационно-практико-ориентированные

— творческие.

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной — двумя неделями в режиме урочно — внеурочных занятий.

Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

Сказки – неразлучный спутник детства. Ребенок любит сказку за живость и выпуклость образов, за четкость и определенность характеров, за простоту сюжета, за поэтический народный язык.

Упражнения со сказочным сюжетом усиливают интерес к самому заданию, побуждает ребёнка решить проблему, вызывает желание помочь литературным героям. Нередко именно сказочная форма позволяет удачно ввести детей в мир знаний, через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Встреча со сказочными героями на уроках побуждает ученика еще раз прочитать литературное произведение. Придумать своё продолжение или немного пофантазировать и изменить сюжет, глубже поразмышлять о нем.

Проектная деятельность способствует формированию коллективного сотрудничества, что способствует развитию умения строить отношения с окружающими. Сама тема проекта расширяет читательскую культуру, общий кругозор, повышает словарный запас младших школьников. Учащиеся учатся анализу литературных источников, ориентироваться в жанрах сказки, изучают литературную  терминологию.

Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые задачи, выявить деловые ка­чества детей. Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути. Учитываются  индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.

Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, от­ветственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Список использованной литературы:

  1. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. М.: 2003.
  2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
  3. Миронов И. Метод проектов в современной школе //Начальное образование № 2, 2004. С.7-10.

Bibliography:

  1. Kruglikov G I . Methods of teaching practicum with technology. M .: 2003.
  2. Stupnitsky M A What is a training project? M .: First of September 2010.
  3. Primary education № 2, 2004 «Method of projects in the modern school» Ivan Mironov // [s.7-10.]