Деятельность педагога направлена, главным образом, на поддержание и развитие психологического и физического здоровья учащихся, будущих граждан общества, умение создавать ими комфортные условия учебной деятельности и трудовой в будущем. Неграмотное поведение может явится причиной стресса, в следствии, которого возможна конфликтная ситуация [1, с. 367]. Задача нашего исследования заключается в определении возрастных и гендерных особенностей поведения в конфликтной ситуации. Методика предрасположенности личности к конфликтному поведению американского психолога Кеннета Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) позволяет определить стиль поведения в конфликтных ситуациях [4, с. 15-16].

В опросе приняли участие люди зрелого возраста и студенческая молодежь университета г. Якутска в количестве 40 человек.

Предрасположенность личности к конфликтному поведению

  Молодежь Люди средних лет
  Юноши Девушки Мужчины Женщины
  Компромисс 5(50%) Компромисс 7(70%) Компромисс

7(60%)

Сотрудничество

7(70%)

 

II

Избегание 4(40%) Сотрудничество 2(20%) Сотрудничество

2(20%)

Компромисс

3(30%)

 

III

Соперничество1(10%) Избегание 1(10%) Избегание 1(10%) Избегание, Соперничество, Приспособление 0(0%)
 

IV

 

Сотрудничество,

Приспособление

0(0%)

Соперничество,

Приспособление

0(0%)

Соперничество,

Приспособление

0(0%)

 

Большинство опрошенных среди молодежи и взрослых регулируют конфликтные ситуации путем компромисса. Эта стратегия поведения осуществляется тогда, когда оппоненты хотят одного и того же, но при этом думают, что одновременно этого достичь невозможно. На втором месте для молодежи следует выбор метода избегания. К. Томас считал, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха. Следовательно, избегание конфликта не решает противоречие, а дает ему отсрочку и со временем конфликтная ситуация повторится (перезагрузка). Для людей среднего возраста, практически другой ее половине, на втором месте после компромисса следует выбор сотрудничества. В процессе сотрудничества человек учится слушать и слышать других, проводить работу над своими ошибками, откровенно и честно разрешать проблемы. На третьем месте среди молодежи разрешение конфликтов происходит через сотрудничество, а для людей старшего возраста – избегание конфликта. В последнюю очередь в обеих группах выбор был отдан соперничеству и приспособлению. Эти два стиля поведения в конфликтной ситуации являются абсолютно неэффективными, поскольку не ведут к выходу из проблемы. Конкуренция подразумевает авторитарность и жесткую схему мышления и поведения, отвержение инакомыслия. Приспособление свойственно людям, стремящимся сохранить отношения и мир с оппонентом в ущерб своему мировоззрению.

Гендерные различия показали, что в решении конфликтов и юноши, и девушки более склонны к компромиссу. Девушки, как и женщины толерантны и стремятся к отношениям, максимально удовлетворяющие интересы обеих сторон, к сотрудничеству. Большинство мужчин среднего возраста во избежание скандала идут на компромиссные уступки [3, с. 35].

Таким образом, существует пять стилей поведения в конфликтной ситуации: компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество и приспособление. Самым эффективным из них является сотрудничество и не эффективным – приспособление [2, с. 119].

Современному человеку цивилизованное решение конфликтов рекомендуется проводить в процессе общения в форме сотрудничества. Цель разрешения конфликта должна состоять в понимании и принятии позиции оппонента. В процессе общения необходимо проявить флексибильность, способность убеждать и стремление к истине. Выход из конфликтной ситуации требует от человека волевых качеств, такта и культуры поведения [5, с. 143]. Необходимо уметь не только слушать, но и слышать другого человека. Помнить, что уважение человека к самому себе проявляется через уважение к другим людям. Позитивное решение конфликта – это констатация понимания в обществе человека как высшей ценности и «богатства» жизни.

Библиографический список:                                          

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988. – С. 367-384.
  2. Апросимов А.В., Михалева А.Б. Особенности общения в вузе // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — № 3-4. — С. 118-119.
  3. Винокурова А.А., Михалева А.Б. Ценностные ориентации современных студентов // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. — Киров, 2014. — С. 33-36.
  4. Гришина Н.В. Ситуационный подход к анализу и разрешению конфликтов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.16. Психология. Педагогика. – 2012. – Вып. 3. – С. 15-16.
  5. Михалева А.Б. Психологическая наука школе // Пути обновления современного образования. – Чебоксары, 2015. – С. 143-145.

References:

  1. Andreeva G.M. Social psychology. — M., 1988. — P. 367-384.
  2. Aprosimov A.V., Mikhaleva A.B. Features of communication at the university // International Research Journal. — 2015. — №3-4. — P. 118-119.
  3. Vinokurova A.A, Mikhaleva A.B. Valuable orientations of modern students / Actual problems of personality development in ontogenesis. — Kirov, 2014. — P. 33-36.
  4. Grishina N.V. Situational approach to the analysis and resolution of conflicts // Vestnik Saint-Petersburg University. Seria16. Psychology. Pedagogy. — 2012. — №3. — P. 15-16.
  5. Mikhaleva A.B. Psychological science to school // Apgrade path of modern education. — Cheboksary, 2015. — P. 143-145.