На сегодняшний день, Арктические территорий Российской Федерации – территории, требующие особого вида освоения, и играющие стратегически важную роль в развитии экономики страны. Активно развиваются программы развития, направленные на Арктические территории Российской федерации. Согласно государственной программе РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской федерации» утвержденной Правительством РФ 21 апреля 2014 года, одним из механизмов ее реализации определено развитие арктического туризма [1]. В рамках данной программы была принята федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской федерации» на 2019-2025 годы. Таким образом, туризм – один из приоритетных направлений развития Арктических зон страны, а также долгосрочный драйвер социально-экономического развития России, оказывает огромное влияние на внутренний валовый продукт, развитие малых и средних форм бизнеса, создание новых рабочих мест, самозанятость населения [2].

Цель исследования: оценка туристко-рекреационного потенциала Арктических территорий Республики Саха (Якутия). Объект исследования – населенные пункты (арктические районы) Арктической зоны Республики Саха (Якутия). Предмет исследования: туристко-рекреационный потенциал Арктической зоны Республики Саха (Якутия). Методы исследования: общенаучные методы – сравнение и аналогия, обобщение и классификация; анализ литературы, официальных документов.

Арктические зоны России уникальны своей природой и богатым количеством природных ресурсов. Около 40% Арктической зоны страны входит в состав Республики Саха (Якутия): общая площадь Арктики России – 4,1 млн. кв. км., из них 1,6 млн. кв. км. арктические территории Якутии. Обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой, Якутия имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках. В «Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2030/2050 годы» векторами развития арктического туризма являются «пять Э»: экология, этнос, экстрим, экзотика и эксклюзив. Так, создание комфортной среды пребывания туриста в Арктической зоне Якутии на уровне мировых стандартов должно основываться на «эксклюзивных» преимуществах [3]. Развитие туризма в арктических районах республики, расширение экологически безопасных видов туристской деятельности и создание системы его финансовой поддержки является способом сохранения уникальных природных территорий Арктики.

В соответствии с Указом Президента РФ от 2 мая 2014 года № 296 «О составе сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации»  к арктическим территориям отнесено 5 прибрежных районов Республики Саха (Якутия), имеющих прямой выход к Северному Ледовитому океану [4].  До сих пор, одним из спорных вопросов на региональном и федеральном уровнях считается включение в арктическую зону 13-ти районов Республики Саха (Якутия), расположенных за Полярным кругом. Из них одиннадцать входили в состав Арктической зоны Российской Федерации по проекту федерального закона «Об Арктической зоне РФ». Однако учитывая территориальные особенности на наш взгляд логичнее рассмотреть все 13 районов Якутии: Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский.

Согласно Всемирной туристской организации (ЮНВТО) оценивать потенциальные возможности развития туризма необходимо на основе анализа ряда компонентов: наличие в регионе достопримечательностей и формы организации, развитость инфраструктуры приема и услуг, развитость транспортной инфраструктуры и др. Так, при изучении природного потенциала регионов и особых рекреационных мест проведен анализ наличия туристических достопримечательностей и выделены наиболее перспективные районы развития Арктического туризма. Также, для выявления барьеров развития Арктического туризма и выявления районов с большим потенциалом проведена оценка их изолированности. Именно изолированность тормозит и замедляет социально-экономическое развитие районов, ею характеризуется неравномерность развития районов Республики. Данный показатель оказывает влияние на развитие Арктического туризма, и характеризуется в основном – наличием культурных объектов, транспортной доступностью, проведением мероприятий различного уровня.

Так, наиболее развитые и обладающие большим туристко-рекреационным потенциалом Арктические районы – Булунский, Верхоянский и Аллаиховский районы имеют среднюю степень изоляции. При том, что Булунский и Аллаиховский районы имеют индекс изоляции ниже средней по Арктической территории Республики. Данный говорят о том, что данные два района наиболее перспективны в плане Арктического туризма – обладают достаточным количеством природных и культурных объектов, существуют перспективы развития транспортной инфраструктуры.

В силу географического положения и относительно удобной транспортной схемы Булунский улус имеет возможности для развития различных направлений туристской деятельности. В основном – экологический, охотничье-рыболовный, этнографический, водный и горный туризм. В Булунском районе ежегодно проводятся до 16 международных экспедиций, на его территории созданы 5 туристических фирм, налажена сеть экскурсоводов. В Верхоянском районе расположены 12 зон покоя; памятник Мать Гора, Мамонтова гора, а также Озеро «Ула5а», которое считается чудом природы, обладает лечебными способностями. В районе существует 3 туристических фирм и 3 туристических комплекса: «Харысхал», «Туостах», «Эйгэ».

Так, самыми интересными точками роста Арктического туризма становятся Булунский и Верхоянский районы. Развитие туризма в арктических районах республики требует решения ряда проблем. Однако, огромное значения для развития туризма является комплексное развитие транспортной инфраструктуры (транспортная доступность), одним из путей решения данной проблемы является развитие Северного морского пути и морского порта псг. Тикси.

 

Список литературы:

  1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 г. №366 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162195/
  2. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Постановление Правительства РФ от 02.08.2014 г. №644 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118424/
  3. О проекте «Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутии) на период до 2025 года и основные направления до 2030 года». Постановление Правительства РС(Я) от 05.05.11 г. №190 // Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/26740877/
  4. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации. Указ Президента РФ от 02.05.14 г. №296 (ред. от 27.06.17) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162553/