К началу XXI-го века роль знания в мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией, обусловливает развитие науки, технологий, экономики и начинает определять статус государств в международном сообществе.

Материалы исследований А.А. Вербицкого, Т.Е. Исаевой, Я.Я. Козьминой, Я.И. Кузьминова, Н.Б. Москвиной свидетельствуют о том, что все больше преподавателей имеют профессиональные затруднения вследствие недостаточной готовности к изменениям, происходящим в образовательном процессе. В условиях реализации Болонской декларации система образования в России проявила недостаточную готовность к переменам, гибкость и стремление к открытости. Целью образования стало не только и не столько передача и усвоение знаний, сколько способность решать профессиональные задачи на основе полученных и формирующихся новых знаний [1].

С точки зрения методики осуществления образовательной деятельности – требования вариативности и гибкости предполагают совершенно иную технологию. Это совершенно иная задача, требующая иной мотивации студента и соответственно совершенно иной технологии обучения, другие установки в построении образовательного процесса преподавателя и представлении им стратегий самосовершенствования профессионального мастерства [2]. Поскольку педагог в данной ситуации является соучастником создания Нового, а не репетитором закрепления пройденного.

Таким образом, одной из актуальных задач современного образования становится создание условий для обеспечения инновационных преобразований самого процесса обучения, проявляющихся в преодолении единообразия форм образования, в изменении сути педагогических отношений, в переходе от подчинения к сотрудничеству, в обеспечении участников образовательного процесса доступом к профессиональным и культурным ценностям, в интеграции в международное образовательное пространство, в возможностях в определении средств, методов обучения в соответствии с интересами и склонностями каждого человека.

Любая инновационная модель образования не предполагает полный уход от формирования знаний, умений и навыков в рамках получения и закрепления базовых представлений, которые очень важны [3]. Без знания об уже имеющихся способах, технологиях решения невозможно создать что-либо Новое. В этой связи сохранение требований ФГОС, обеспечение вертикальных и горизонтальных связей в образовательных программах и между образовательными организациями, предполагает создание знаниевой базы и формирование необходимых компетенций для подъема обучающегося на новую образовательную ступень.

Таким образом, технологии в настоящее время привели к прорыву в образовании, стали базисом инновационного обучения. Они изменили мышление современного специалиста, явились составляющей инновационной деятельности, созданием новой философии образования и педагогики. Но реализация любых новых технологий требует создания условий для полноценной реализации основных принципов дидактики (прочность, наглядность, доступность, посильность, индивидуализация, сознательность и активность), что невозможно без сохранения базиса, поскольку любые инновационные технологии являются очень наукоемкими.

Внедрение новых технологий, автоматизация, интеграционные процессы в науке, технике и производстве оказывают большое влияние на цели и содержание образования. Изменения в организационной и экономической структуре повлияли на перестройку всей работы по обучению, воспитанию и развитию учащихся и студентов, что предусматривает переход профессионального образования на многоуровневый характер; изменение самого образовательного процесса, обеспечивающего не только формирование профессиональных знаний, умений и навыков, но и развитие жизненных интересов, нравственных ценностей, возможностей и способностей человека. В связи с чем одной из важнейших задач современной педагогики является не столько подготовка специалиста, способного воспроизвести уже существующие способы решения задач и существующие технологии, сколько подготовка инноватора – мастера, готового осваивать новые технологии и разрабатывать свои оригинальные решения.

Библиографический список:

  1. Абрамова М.А., Крашенинников В.В. Трансформация модели взаимодействия науки и высшего образования в России // Россия в современном мире: взгляд социолога. Материалы научно-практической конференции. — СПб, 2015. — С. 1128-1130.
  2. Абрамова М.А., Крашенинников В.В., Либерска Х., Фарника М. Трансляция культуры и/или развитие в деятельности: германо-российская и англо-саксонская модели образования // Философия образования. — 2015. — № 2(59). — С. 37-45.
  3. Крашенинников В.В., Мазов С.Ю. Концепция применения высоких технологий в образовательном процессе // Философия образования. — 2007. — № 2. — С. 110-114.

References:

  1. Abramova M.A., Krasheninnikov V.V. Transformation of the model of interaction between science and higher education in Russia // Russia in the modern world: a view of the sociologist. Materials of scientific-practical conference. — SPb, 2015. — P. 1128-1130.
  2. Abramova M.A., Krasheninnikov V.V., Liberska H., Furnica M. Translation of culture and/or development activities in: German-Russian and Anglo-Saxon models of education // Philosophy of education. — 2015. — No. 2 (59). — P. 37-45.
  3. Krasheninnikov V.V., Mazov S.Yu. The Concept of application of high technologies in the educational process Philosophy of education. — 2007. — No. 2. — P. 110-114.