Безносова Марина Валерьевна, студентка СО-14

ИЯКН СВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова.

Научный руководитель Винокурова А.А., к.ф.н.,

 доцент кафедры северной филологии.

Современная эвенская поэзия обогащается новыми авторами, поэтами из среды оленеводов, охотников, которые рисуют чистый, национальный художественный образ. Одним из них являетсяэвенский поэт Андрей Николаевич Громов. Андрей Громов родился 10 сентября 1965 г. в с. ТомтореОймяконскогорайона ЯАССР, в семье потомственных, многодетных оленеводов. После окончания Томторской средней школы пошел по пути родителей, начал трудовую деятельность в местном оленстаде. В 1988 г.  работает  редактор радиостанции «Геван». В 1990 г.  назначается заведующим отделом радиоинформации редакции газеты «Огни Бытантая». В 1991 г. является художественный руководителем Ючюгейского ДК Оймяконского района. В 1993 г.  поступил в культурно-просветительном училище, на отделении вокала у мастера по вокалу Анастасии Варламовой. С 1995 г. работает оленеводом ГУП ОПХ «Ючюгейское», в родных краях Оймяконья.В 1988 году участвовал в съезде молодых поэтов в г. Пицунде. Будучи участником, на съезде Андрей в секретариате поэтов для сбора материалов оставил рукопись стиха «Гранитный камушек». Который впоследствии в исполнении группы «Божья коровка» стал хитом 90-х годов. В грамзаписях напротив авторства было указано «неизвестный оленевод». В 2009 г. Министерством культуры и духовного развития PC (Я) и Государственным учреждением «Арктика» Андрею Громову было присвоено авторское право стиха «Гранитный камушек». В 2005 г. выпускается первое издание сборника стихов на эвенском языке « Бугу».

О творчестве Андрея Громова нет отдельных исследований в литературоведении. Его сборник стихотворений «Бугу» был издан в 2002 году в городе Якутске, в книжном издательстве «Бичик» под редакцией В.Г.Белолюбской-Аркук. Вступительное слово о сборнике было написано А.В.Кривошапкиным. Он отмечает, что молодой поэт Андрей Громов очень любит свою родину, прославляет и гордится ею. Его песни приносят людям большую радость.

В сборник включены более 20 стихотворений, тематика которых разнообразна. Поэзия Андрея Громова в основном имеет следующие темы: тема природы, любви, оленеводства, родного дома. В нескольких стихотворениях можно выявить не одну тематику. Так, например, в стихотворении «Нулгэчэк» поэт размышляет о жизни эвенов, оленеводов:

«Мутдялтиосинкэхотлитан

Эвэсэлнулгэддэхолаки…»

Почему автор этих строк использует слово «холаки»  – вверх по течению реки, на этот вопрос может ответить только настоящий эвен-оленевод, знаток культуры своего народа. Река – это жизненный путь, течение символизирует жизнь. Идти вверх по течению, значит стремиться к хорошему, к истоку реки, там где ручеек еще не стал рекой. Вниз по течению – это значит закончить свой жизненный путь.

Но нельзя не обратить внимания на описание природы:

«Гэрбэтэн ай-нодторэлду…

Горин горла бокэсэлкэн

Урэкчэрчулбадда…

Эгдендекунтэклэ.

Дюкчаталаттан, мутуалаттан.»

Здесь мы видим, что эпитеты имеют большую поэтическую окраску. «Ай — хороший», «нод-красивый», но автор говорит «ай-нод – это значит очень красивая, чудесная прекрасная земля». «Бокэсэлкэнурэкчэрчулбадда – горы вдали синеют, а если точнее  переливаются на солнце голубоватым оттенком, от оставшегося зимнего льда».

Стихотворение заканчивается такими строками: «Эгдендекунтэклэ- на огромнейшей поляне», «дюкчаталаттан, мутуалаттан – ждет нас стоянка» здесь уже выделяем олицетворение, ждет не просто стоянка, а частичка души каждого из кочующих. Последняя строчка передает некую грусть читателю, ведь автор тоскует по родине, а родина тоскует по нему.

Важно отметить, что автор очень близок с лирическими героями, он знает традиционную жизнь своего народа.

Стихотворение «Хялтатугэниинэнидун» имеет патриотическую окраску.это своего рода призыв, обращение к молодежи, а если быть точнее, к молодым девушкам:

«Ху гудейасатькардомнэлэ

Тоттэкэсэн, онаканмутуайбимчэ…»

В стихотворении можно выделить антитезу:

«Инэмникэн, хэттиди, дебэмникэн

Инэкчэпалаткалаэмми

Хо кэнелибивэттэн»

Выражена боль и отчаяние, замерзшего, голодного оленевода, который пришел из стада в пустой, холодный дом. Туда, где его никто не ждет.

«Нямсидюла, деплэлэоралдукуи

Эмми, дюлалканьбисэм, гомчу»

В этих строках описан уже теплый дом, где его ждет сытный ужин. Но это мечта одинокого оленевода.

«Таравхуэсэсуталда

Асатькардомнэдукнёнчирас.

Осирэптукэвэнбидэн, балдадан

Аси дюв, гулумдяваткаран»

Призыв помощи кочующим оленеводам, забота которых сохранить свое стадо во благо народу. А женщина должна сохранить очаг, для сохранения народа. Ведь женщина испокон веков – хранительница семейного очага.

Излюбленной темой Андрея Громова является тема оленей. Встихотворений «Хонначар» описана любовь автора к стаду. Олень – основа существования северных народов. С первых дней жизни олененка необходимо беречь и любить, чтоб всю свою жизнь он верно служил эвенам и помогал выжить в экстремальных условиях Севера.

«Хонначар би хунуаяврам

Эркэнэоркакародавур

Явтакличобаннанонартан…

Эдилдэбэритнэрэнилбур…»

Использование автором эпитетов: эркэнэоркакар, аятмарбивэттэ, эркэнэлоридюр передают нежное и трепетное отношение к оленятам. Точное описание жизни оленят, дает понять, что лирический герой – сам автор. В них он видит свое будущее, счастливую жизнь. Стихотворение заканчивается такими строками: «нергэтли, навтали, нёчэликосникэн, онкатчиминэнтэн» — даже днем герой оберегает свое стадо, выпасая его на лучших весенних пастбищах.

Тема любви Андрея Громова имеет множество более конкретных тем. Любовь к народу, матери, девушке, природе, оленям, родине, брату. Везде автор и лирический герой один и тот же человек. Рассмотримнекоторые из них.

Любовь к девушке описывается по разному. В стихотворении «Эрэлиэйдукунхатарсан» лирический герой скучает по любимой, природа так же вторит ему, птички поют и оленята хоркают, воспевая светлое чувство – любовь:

«Аяванигэлэрэм

Он да бимиикэвэттэм

Чивкачалнюн, энкэчэлнюн

Омэттуторэвэттэм…»

Автор желает молодым, чтоб любовь как свет звезд ночного неба освещала их и чтоб не теряли они друг друга. Благопожелание:

«Айнюнбидэновкали.

Анилимэн-мэнурэдэтэнбэритмэттэ,

Аюбутумэнэмули, осикатнюномэтту»

Стихотворение «Улгэмирэм би осикаттук» имеет любовную тематику и размышления автора о любви. Есть ли любовь на свете? В поисках ответа лирический герой использует антитезу. Свет ночной звезды и тепло очага, звезда светит, но не греет. Огонь и светит и греет, и поэтому именно он дает герою ответ на этот вопрос:

«Гулунхинкэридигонни:

«Аяванбисни тор ойлан»

В то время как звезда отвечает: «Эсэмхара, геву»

Утреннее оживление природы, развеет все сомнения, доказывая своей красотой, то, что есть любовь на свете. Человек, способный восхищаться зарей, способен верить в любовь и любить.

В стихотворении «АявривурИнэньгидэторэнэт» автор выражает любовь к родному краю. Такие изобразительные средства языка как: сравнения —  «аявмугулунчинхэбгиптэн», олицетворения — «окаталэенниинивинтэн; аяврамхолгихуннэвэнняндуктовсэлбухуриван» передают отношение героя к окружающей природе, неповторимая красота севера никого не оставит равнодушным. А настоящий оленевод, дитя стужи тоскует по тем местам, где прошло его беззаботное детство. Воспоминания теплом на сердце всегда согревают героя.

Большую роль играют топонимы. Гэрбэвчэ, Уначан, Хоба – это названия местностей, богатых живностью. Лес наполнен щебетом птиц, природа как будто оживает, встречая автора. А он любит природу в любое время года и в любое время суток. Она для него всегда прекрасна.

Таким образом, мы проанализировали несколько стихотворений Андрея Громова и пришли к выводу, что его поэзия остается для нас слегка загадочной и неизученной. Нам предстоит немало поработать в этой области для того, чтобы дать полный анализ его творчеству.

 

Использованной литературы:

  1. sakha.gov.ru/node/2854482.
  2. Громов Андрей, Бугу/; В.Г.Белолюбская. — Якутск, Бичик, 2002. — 32 с.