Чернышова С.Л.

С 2005 г. в г. Москве проходит Всероссийский фестиваль культур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ «Кочевье Севера». Данный фестиваль проходит в рамках Международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера».

Ежегодно в конкурсной программе Фестиваля принимают участие творческие фольклорные самодеятельные и профессиональные коллективы и вокалисты из многих регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: Республики Саха (Якутия), Республик Алтай и Тыва, Красноярского, Алтайского, Камчатского и Хабаровского краев, Чукотского, Ямало-Ненецкого, Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Мурманской и Сахалинской областей, г. Тюмени, а также г. Санкт-Петербурга.

Данный Фестиваль является ярким показателем жанрового богатства фольклорного наследия северных этносов, являющегося достоянием культурной сокровищницы России. Он является также своеобразной формой представления уникальных образцов художественного творчества этих народов в современных условиях социокультурной коммуникации. Здесь творческие коллективы и исполнители имеют возможность показать этнорегиональные специфические танцевально-пластические, музыкально-песенные особенности своих этносов, степень сохранности и особенности современной репрезентации, связанной с поиском адекватных способов включения в бытование аутентичного фольклора современных элементов танцевальной пластики, музыкальных и песенных форм, способствующих успешной их адаптации к условиям современной сцены.

В 2015 году представленные в конкурсной программе X-го фестиваля культур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ «Кочевье Севера» творческие коллективы продемонстрировали самобытность и уникальность традиционной художественной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Примечательным стал тот факт, что многие из них делают особый акцент на сохранение и развитие аутентичной основы фольклорного материала, отказываясь от внедрения в репертуар современных возможностей, касающихся, прежде всего, использования фонограммы, которая зачастую создается непрофессионалами, и в последствии, формирует у зрителя отрицательный и порою негативный эстетический и художественный вкус. Так, например, женская фольклорная экспедиция «Инди» (Республика Саха (Якутия)) и образцовый детский фольклорный ансамбль «Диро» (Хабаровский край) были признаны членами жюри Фестиваля как успешно транслирующие в своей концертно-творческой деятельности самобытный фольклор, а также имеющие свой особенный стиль и манеру исполнения.

И напротив, ярким показателем синтеза современного искусства и народного творчества на Фестивале стало выступление семейной группы «Эдэльвэй» из Республики Саха (Якутия). Артисты данного коллектива внедряют в свою практику экспериментальные элементы использования выразительных возможностей импровизационного традиционного чукотского, эскимосского, юкагирского и эвенского пения с современной инструментальной профессиональной аранжировкой.

Наблюдается тенденция широкого использования творческими коллективами и исполнителями в своем репертуаре песенных композиций на родном языке и применения в музыкальном сопровождении народной песни и танца разнообразных традиционных музыкальных инструментов (бубна, струнных, язычковых, ударных, духовых инструментов, музыкального бревна, аэрофонов и мн. др.). Здесь хочется отметить клуб «Нивхинка» (Сахалинской области), в состав которой входят яркие представители нивхского этноса, сохранившие уникальные образцы их танцевальной и музыкальной культуры. Примечательным стало выступление Айваседо Сабиры (ЯНАО), которая, своим талантом и творчеством сохраняет самобытные ненецкой песни и особенности их исполнения.

Необходимо отметить, что с каждым годом среди вокалистов, представителей коренных малочисленных северных этносов, повышается уровень певческого мастерства при исполнении сольных и ансамблевых вокальных номеров. Здесь исполнители с достоинством показывают профессиональные навыки вокального искусства с использованием традиционных техник пения (горлохрипения, гортанного пения, сольное многоголосие, подражание звукам природы, зверей, птиц и т.п.). К числу таких исполнителей можно отнести Сысоева Леонида (Камчатский край), Маады Альберта (Республика Тыва) и Тадыкина Элеса (Республика Алтай) обладающие профессиональными навыками исполнения горлового пения и горлового звукоизвлечения. На профессиональном уровне выступила Цыренова Дугарма (Республика Бурятия), продемонстрировав свои голосовые и вокальные возможности. Своеобразную музыкальную одаренность показала Сафронова Ангелина (Республика Саха (Якутия)), привлекшая внимание членов жюри и зрителей своим умением исполнять собственные авторские композиции, основанные на эвенкийской музыкально-песенной культуре.

Среди вокальных коллективов особенным стал детский фольклорный ансамбль «Ойна-ла, онай!» из Республики Тыва. Этот коллектив стал образцом качественной постановочной работы концертмейстеров ансамбля, в результате которой, юные артисты с достоинством и на высоком уровне исполняли песни, с использованием традиционного тувинского мужского горлового пения.

Ярким примером представления своего фольклорного творчества зрителю стал народный ненецкий ансамбль песни и танца «Маймбава» (НАО). Учитывая, то факт, что у ненцев утратился такой жанр фольклора, как танец, участники коллектива занимаются воссозданием ненецкой танцевальной пластики, основываясь на особенностях традиционного вида хозяйствования ненцев — оленеводстве. Артисты ансамбля «Маймбава» сумели привлечь к себе внимание всех присутствующих, умелой подачей своего фольклорного материала, динамичностью концертных номеров, артистизмом вокалистов и исполнителей сценических танцев. Интересны и содержательны были сюжеты танцев коллектива.

Несмотря на положительную динамику в развитии традиционной художественной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, конкурсная программа Фестиваля выявила и существующие на сегодняшний день недостатки, касающиеся, например, содержательной составляющей танцевальных номеров. К сожалению, до сих пор выявляются коллективы, в танцах которых широко используются танцевально-пластические особенности, не свойственные для того или иного народа. Так, например, творческие коллективы Республики Саха (Якутии), Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономного округов применяют в своей практике музыкальные и танцевальные элементы палеоазиатских народов (чукчей, коряков, ительменов), как наиболее сохранившиеся, яркие и самобытные. При этом артисты не вникают в расшифровку семантики движений, в особенности их технического исполнения, а также их приуроченности в танцевально-обрядовой этнической культуре. В результате этого процесса, танцевальные композиции этих коллективов наполняются чуждой и несвойственной танцевальной лексикой, ломается композиционное построение всего танцевального номера, замысел и сюжет танца становятся перегруженными, а его содержание перестает соответствовать заявленной теме. Это в свою очередь, формирует в целом ложное, искажающее представление у зрителей, которые, зачастую, не знакомы с особенностями традиционной художественной культурой северных народов.

Фестиваль выявил также необходимость в развитии умений и навыков у носителей этнической культуры успешной актуализации аутентичного фольклорного наследия к условиям современной социокультурной ситуации, к условиям современной сцены, поиском новых средств его сценического воплощения.

Эти и другие проблемы стали актуальными при обсуждении их на кругом столе «Проблемы интеграции культур коренных малочисленных народов России в культурное пространство страны», который также прошел в рамках Международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера».

В целом 10-ый Всероссийский фестиваль культур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ «Кочевье Севера» собрал творческие коллективы и вокальных исполнителей северного фольклорного творчества.

Данный Фестиваль позволяет выявить уникальные образцы музыкально-песенной и танцевальной культуры исчезающих народов, к числу которых относятся коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока нашей многонациональной страны. Фестиваль является площадкой, на которой ежегодно многие самодеятельные и профессиональные коллективы северных регионов имеют возможность презентовать свое творчество, черпать вдохновение для создания новых танцевальных, музыкальных и песенных композиций. Все это дает возможность для дальнейшей реализации эффективной программы, направленной на развитие и сохранение уникальных образцов фольклорного творчества северных этносов.