Основой гражданской идентичности россиянина являются исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры  многонационального народа Российской Федерации (Мы – россияне).

В  условиях исторически сложившейся многонациональной среды система образования Республики Саха (Якутия) как часть единого образовательного пространства России несёт ответственность за комплексное формирование у детей гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, закреплённых в Конституциях Российской Федерации и  Республики Саха (Якутия), а также в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 683.

Решение данной проблемы требует разработки нового поколения образовательных программ разного уровня и направленности с учётом региональных и этнокультурных особенностей на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Необходимость создания образовательных программ нового поколения по поликультурному образованию также отмечается и в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленной на упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации).

В вышеуказанном документе перед  сферой образования поставлены задачи  повышения роли гуманитарного  образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности, совершенствование системы обучения в общеобразовательных учреждениях в целях сохранения и развития культур и языков народов России наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям.  

Методология  разработки  данного  учебного курса базируется на концептуальных идеях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, позволяющих образовательным организациям по-новому конструировать  региональные предметы, в том числе учебный предмет (курс) «Культура народов Республики Саха (Якутия), направленного на интеграцию личности в национальную (этническую), региональную, общероссийскую культуру.

Таким образом, в основной образовательной программе региональный учебный предмет (курс) «Культура народов Республики Саха (Якутия)» является одним из основных механизмов формирования этнокультурной и региональной идентичностей,  реализации принципа защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства [1, с. 277].

В 2016 году в соответствие с требованиями федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования разработан учебно-методический комплект учебного предмета (курса) «Культура народов Республики Саха (Якутия)»  для начальных классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения. УМК состоит из рабочей программы и учебных пособий для 2-4 классов.

Программа учебного предмета (курса) «Культура народов Республики Саха (Якутия)»  реализует ФГОС  общего образования в части обеспечения сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.

Базисный учебный план начального общего образования состоит из двух частей: инвариантной — обязательной части и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей также внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Изучение учебного предмета (курса) «Культура народов Республики Саха (Якутия)» не предусмотрено в обязательной части Базисного учебного плана и может быть организовано со 2 по 4 классы в рамках учебных и внеурочных часов, предусмотренных в части, формируемой участниками образовательного процесса. Учебный предмет рассчитан на 34 часа (по 1 ч. в неделю), реализуемых в урочной или во внеурочной деятельности с учётом выбора участников образовательного процесса.

Рекомендуемые модели: 1 вариант – урочная деятельность.

2 вариант – предметные модули.

3 вариант — внеурочная деятельность.

4 вариант – комплексная образовательная деятельность, объединяющая все 3 вышеперечисленные варианты.

Содержание данного учебного предмета (курса) нацелено на формирование базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука и другие, что определило выбор стержневых линий данного курса.

Таким образом, структура и содержание разработанного учебно-методического комплекта по предмету (курсу) «Культура народов Республики Саха (Якутия)» отвечает требованиям ФГОС и современным реалиям работы общеобразовательных организаций с русским языком обучения в республике, и соответственно будет востребовано учителями-практиками.  В целом, содержание учебных пособий научно обоснованно ориентирует учителя творчески и самостоятельно расширять предлагаемый материал с учетом особенностей социокультурных условий.

Список использованной литературы:

  1. Иванова А.В. Особенности новых образовательных программ учебного предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» // Сборник XV Межд. научно-практической конференции «Реальность этноса – 2013. Роль образования в развитии межнациональных отношений в современной России», 23-25 апреля 2013, РГПУ им. Герцена. – Санкт-Петербург, 2013. – С. 444-447.
  2. Иванова А.В., Винокурова Е.И. Национальная культура народов Якутии, «Культура народов Республики Саха (Якутия)» // Научно-методический журнал «Сайдыы кыьата» №2 (6) 2015. – Якутск. – С. 17-24.
  3. Иванова А.В., Винокурова Е.И. Учебно-методические комплекты по культуре народов Якутии в формировании идентичности //Сборник XX Межд. научно-практической конференции «Научные перспективы ХХI века. Достижения и перспективы нового столетия», 17-18 апреля, 2015, Международный научный институт «Educatio». – Новосибирск, 2015. – С. 168-170.
  4. Семёнова С.С., Винокурова Е.И., Брызгалова Е.Р. Культура народов Республики Саха (Якутия) : рабочая программа 2-4 классы, — Якутск: Бичик, 2014. – 64 с.

References:

  1. Ivanova A.V. Osobennosti novyh obrazovatel’nyh programm uchebnogo predmeta «Kul’tura narodov Respubliki Saha (Jakutija)» // Sbornik XV Mezhd. nauchno-prakticheskoj konferencii «Real’nost’ jetnosa – 2013. Rol’ obrazovanija v razvitii mezhnacional’nyh otnoshenij v sovremennoj Rossii», 23-25 aprelja 2013, RGPU im. Gercena. – Sankt-Peterburg, 2013. – S. 444-447.
  2. Ivanova A.V., Vinokurova E.I. Nacional’naja kul’tura narodov Jakutii, «Kul’tura narodov Respubliki Saha (Jakutija)» // Nauchno-metodicheskij zhurnal «Sajdyy ky’ata» №2 (6) 2015. – Jakutsk. – S. 17-24.
  3. Ivanova A.V., Vinokurova E.I. Uchebno-metodicheskie komplekty po kul’ture narodov Jakutii v formirovanii identichnosti //Sbornik XX Mezhd. nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauchnye perspektivy HHI veka. Dostizhenija i perspektivy novogo stoletija», 17-18 aprelja, 2015, Mezhdunarodnyj nauchnyj institut «Educatio». – Novosibirsk, 2015. – S. 168-170.
  4. Semjonova S.S., Vinokurova E.I., Bryzgalova E.R. Kul’tura narodov Respubliki Saha (Jakutija) : rabochaja programma 2-4 klassy, — Jakutsk: Bichik, 2014. – 64 s.