В условиях интенсивной модернизации образования становится целесообразным переход на принципиально новую мировоззренческую парадигму, которая вырастает из недр ноосферной философии. Речь идет о том, что в данной ситуации смысловым ядром является отход от идеи покорения человеком природы, которая угрожает самому человечеству как особого вида жизни во Вселенной. Суть новой мировоззренческой парадигмы заключается в следующем:

  • человечество, как особый вид жизни, не может покорять другие виды земных существ. Оно может лишь сосуществовать с ними, взаимодействовать, а в идеале – кооперироваться;
  • человек должен изменить своё развитие в сторону того, чтобы стать венцом мировой цивилизации;
  • образование должно быть деятельным средством взаимодействия между окружающей средой и личностью в процессе глобализации;
  • самое главное направление в этом процессе – дать человеку возможность окультурить себя, т.е. ввести себя в историко-культурный контекст и реализоваться как личность.

В частности, в этой новой концептуальной роли образования хорошо отражены тактические прикладные цели:

  • основа научных знаний с малых лет формируется содержанием нового предмета «Природа и человек» [2].
  • профориентационная деятельность ведется на основе нового предмета «История науки и культуры»;
  • основные направления человеческого знания изучаются в культурно-историческом плане, в контексте духовности и мировой цивилизации и т. д.

Утверждается положение о том, что школьное образование должно основываться на такие высшие ценности, как свобода, творчество, истина, добро, красота, справедливость. Следует особо подчеркнуть, что развитие творческой способности, обеспечение приоритетных познавательных интересов учащихся должны происходить во время уроков и в системе  дополнительного образования: факультативные, элективные занятия, кружки, секции, творческие объединения и т. д. Подобные нововведения совпадают  с требованиями «Стратегии модернизации содержания общего образования», утвержденной Правительством РФ от 30 июня 2000 года; новых образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования. Далее, характерным в этом новом концептуальном видении является то, что система обучения и воспитания в определенных рамках соответствует стандартам Болонского соглашения, т.е. международного сообщества. Так, в связи с введением в системе  высших учебных заведений нашей страны бакалавриата и магистратуры, видится то или иное рациональное зерно в сторону поиска инновационных путей, нацеленных как на узкую, так и на широкую профессиональную подготовку будущих специалистов. Авторами просматривается такая модель, где школа должна быть атмосферой  «свободного воспитания» с полным самоуправлением, где дети приучаются к самостоятельному решению своих проблем в условиях современных реалий развития общества при широком выборе воспитательно-образовательных систем.

Содержание образования в Ноосферной системе не должно быть усредненным, а возможно потенциально адаптивным, реальным, целевым, профильным, т.е. личностно-ориентированным, направленным на то, чтобы ребенок с малых лет готовил себя к будущей профессии в соответствии с его природными задатками, личным интересом. Оно должно дать каждому ребенку возможность сохранения своей индивидуальности, приобщения к творчеству, приобретения умений самопознания, самовоспитания, самоуправления. В целом, задачи воспитания и образования должны максимально соответствовать выбираемой будущей профессии. Образование должно быть вариативным в широком смысле, дающим не только сумму знаний и информации, а выборочно-профильно-ориенированным. Количество изучаемых предметов должно быть оптимальным. Предметы информационного познавательного характера должны быть интегрированы по циклам. В свою очередь, учебные планы, программы и учебные пособия   должны быть интегрированными, вариативными, дифференцированными, адаптивными, разноуровневыми, профориентационными, коррекционно-развивающими, чтобы каждый ребенок и его родитель, учитель, школа, район и регион имели возможность выбрать программу в соответствии с траекторией личностного развития ребенка, а также с учетом запроса социума.

В этом отношении нам хотелось бы привести определенный положительный опыт Эльгяйской средней школы Сунтарского улуса.          Первая ступень (начальные классы) общего среднего образования, как экспериментальное элементарное шестилетнее образование (с 1 по 6 классы) апробирована в первые годы реализации идей Концепция обновления и развития национальной школы в Республике Саха (Якутия). В то время республиканской авторской экспериментальной  программой руководили директор Эльгяйской средней школы – Павлов Клим Васильевич и завуч – Никифоров Л.Г.

Инновационными  особенностями этой ноосферно-экологической, адаптивной школы являются:

  • шестилетнее (элементарное) начальное образование;
  • учитель начальных классов работает и как классный руководитель в течении 6 лет;
  • предмет «Природа и человек» — интегрированный, включающий основы естественных и гуманитарных наук [3].

Как существенный результат данного эксперимента следует отметить, что дети, проходившие полный курс шестилетнего обучения, когда они перешли в 7-ой класс, по сравнению с обычным параллельным 7-ым классом традиционного обучения показывали широкий кругозор, коммуникативность, имели свое видение, умели высказать свое суждение или мнение, были активными во всем, были какие-то личные увлечения и достижения.

Список использованной литературы:

  1. Неустроева А.Н. Трансформация требований к учителю начальных классов в контексте изменений государственных стандартов высшего образования // Современные тенденции развития науки и технологий. Сб.научных трудов. – Белгород, ИП: Ткачева Е.П., 2015. — №
  2. Часть Х. – 152 с.
  3. Никифорова Н.М. «Природа и человек» (астрономия и география). Интегрированный курс в 1 – 6 классах ноосферно-экологической системы образования. – Якутск, 2007. – 200 с.
  4. Николаева Н.В. Поурочно-тематические разработки. Русский язык, чтение и литература в 1 – 6 классах. – Якутск, 2003. – 176 с.

References:

  1. Neustroyeva A.N. Transformation of requirements to the elementary school teacher in the context of changes of state standards of the higher education//Current trends of development of science and technologies. – Belgorod, SP: Tkachyova E.P., 2015. — No. 7. Part X. – 152 p.
  2. Nikiforova N. M. «Nature and person» (astronomy and geography). The integrated course in 1 – 6 classes of a noosphere and ecological education system. – Yakutsk, 2007. – 200 p.
  3. Nikolaeva N. V. Russian, reading and literature in 1 – 6 classes. – Yakutsk, 2003. – 176.