Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества.

Наиболее благоприятными для творческого развития являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует им только способ действия нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию творческих способностей и самостоятельности, также стимулирует положительную мотивацию, удивляет, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом исследования и познания.

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями школьников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в младших классах эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый  с помощью более сложных: техники «Граттаж», кляксографии, ниткографии, монотипии и т.д.

Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышениюуровня развития зрительно-моторной координации (например: роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д. ) Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движения. Нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла, умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент, чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок, терпения, аккуратности и внимания.

К видам нетрадиционной техники рисования относятся (отметим несколько):

  • «Граттаж». Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона. Данная техника выполняется следующим образом. На поверхность плотной бумаги наносят воск или парафин. Потом покрывают гуашью (желательно темными оттенками). После высыхания поверхности острой палочкой методом «царапания» наносят тот или иной рисунок.
  • «Ниткография».Слово «ниткография» состоит из двух слов:нитка и графика (от «grafo» — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи… То есть, получается, «пишу ниткой» или проще — «рисую нитью».
    Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.

Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляет младших школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание,интерес.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности — это

индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству важная задача начального образования. Так как, полноценному развитию ребенка способствует творческая деятельность. В процессе творческой деятельности у младшего школьника развиваются такие способности как: самодеятельность, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Тема урока Содержание урока Результат
1 «Граттаж» 1.  Повторение правила безопасности во время урока ИЗО;

2.  Проверка наличия материалов;

3.  Объяснение поэтапного выполнения нетрадиционной техники рисования Граттаж».

4.  Выполнение самой работы.

Развитие творческого воображения;

 

2 Рисование на бумаге покрытой воском 1.  Задумка основного рисования;

2.  Выполнение работы по этапам;

3.  Рассказ своей работы;

Умение работать с воском;

Развитие коммуникабельно-творческих способностей;

3 «Монотипия» 1. Задумка изначального рисунка;

2. Объяснение поэтапного выполнения работы;

3. Выполнение работы;

Развитие фантазии и воображения у детей;
4 Ниткография 1.    Подготовка к выполнению работы;

2.    Распознавание образа, оставленные нитью на бумаге;

3.    Создание рисунка;

Развитие гибкости мышления, фантазии и воображения;
5 Кляксография 1. Создание кляксы из трубочек;

2. Создание рисунка и кляксы;

Развитие креативности, чувства композиции;

 

По результатам проведенных  уроков можно сделать вывод, что у учащихся развиваются творческие способности, а именно, развитие фантазии и воображения. Дети стали быстрее думать, работать с интересом, повысилась качество выполненной работы. Все это говорит о том, что нетрадиционные техники рисования вызывает у них интерес, тем самым развивают творческие способности.

Список использованной литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. —— М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. 93с.; 1991. С.23-25.
  3. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников / О.А. Лебедева. — М.: Классик стиль, 2004. . – 24 с.

References:

  1. Bogoyavlenskaya D.B. Psychology of Creativity: Proc. Allowance for stud. Supreme. Tutorials, institutions. — Moscow: Publishing Center «Academy», 2002. — 320 p.
  2. Vygotsky, L.S. Imagination and creativity in childhood. M .: Enlightenment, 1967. 93 p .; 1991. 23-25p.
  3. The use of non-traditional techniques in the design of the pictorial activity of preschool children / O.A. Lebedeva. — Moscow: Classic style, 2004.. — 24 p.