УДК 371

Все мы знаем, что привлечь внимание  детей младшего возраста к учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, у них пропадает интерес, в итоге снижение эффективности педагогической работы, ухудшение знаний. Но как же быть простому учителю, который хочет и имеет желание научить своих учеников? Есть очень простой, но одновременно креативный выход – это нестандартный урок. Основное отличие нестандартного урока от обычного – не обычность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам. Такие уроки не только дают свободу фантазиям и творчеству, но и заставляют работать мозг на полную мощность. Ведь даже самый робкий ученик невольно начинает включаться в учебную деятельность, проявляя себя совсем с неожиданной стороны.

         Польза нестандартных уроков:

  • помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик может проявить себя с неизвестной стороны.
  • способствуют повышению мотивации и интереса учащихся к предмету.
  • развивают мышление, логику, фантазию, учащиеся начинают рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми.
  • Дети учатся слышать и  услышать друг друга.

Для того, чтобы такой урок был успешным, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Нестандартные уроки обычно завершают изучение новой темы, раздела, в конце четверти, хороший эффект дают нестандартные уроки и при изучении нового материала.
  2. Начинать работу нужно с большой предварительной подготовки, урок задумывается и постепенно строится задолго до его проведения, причем подготавливаются и сами учащиеся: делятся при необходимости на группы, выполняют предварительные задания, накапливают по поручению учителя нужный материал и т.д.
  3. В центре внимания при подготовке и проведении уроков — интерес учащихся, возникающий в процессе педагогических ситуаций, которые составляют основу структуры нестандартного урока.
  4. Учитывать фактический уровень подготовленности класса, возможность успешного восприятия учениками оригинальной формы урока, при этом, заботясь, чтобы не потратить время впустую ради простой занимательности, а принять эту форму для лучшего усвоения учебного материала.
  5. При анализе проведения урока оценивать не только степень достижения поставленных целей, но и тот эмоциональный тонус, который устанавливается на уроке, а также интерес учащихся, их инициативность, коллективизм, взаимопомощь и другие благоприятные условия, положительно влияющие на формирование личности школьника.

Я определила направление в работе, в ходе которой необходимо уделить внимание развитию познавательного интереса, как психологическому и педагогическому условию творческого звена в познавательной сфере личности. Для того, чтобы выявить какой урок нравится и проходит оживленно, с интересом провела анкетирование  «Мой любимый урок».

Цель: определение рейтинга формы уроков, наиболее понравившейся ученикам. В анкетировании участвовали 16 учащихся 3 класса.

Таблица 1

Формы урока Предмет Количество учащихся %
Урок-сказка Литературное чтение, по сказкам А.С.Пушкина   9  человек 56,25%
Урок-игра Математика 14 человек 87,5%
Урок-путешествие Математика 11 человек 68,75%
Урок-экскурсия Окружающий мир 16 человек 100%
Урок-бенефис Литературное чтение 10 человек 62,5%
Интегрированный урок(Чтение,грамматика,математика,якутский язык) Якутский язык

 Семен Данилов «Кус сурэх туьунан» Хоьооно

14 человек 87,5%
Традиционный 6 человек 37,5%

Из результатов собеседования видно, что ребятам в 3-ем классе больше нравятся такие формы урока, как урок-экскурсия (100%), урок-игра, интегрированный (87,5%), урок-путешествие (68,75%). Эти формы урока отвечают возрастным потребностям учащихся 3-го класса. Традиционный урок «набрал» всего 37,5%. Все это говорит о успешности и актуальности  нестандартного урока, таким образом мотивируя учащихся для саморазвития, побуждая в них интерес мы выполняем одно из важных целей ФГОС «ученик сам желает и стремится к обучению, развитию и воспитанию».

Литература

  1. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Начальная школа, 2002. — № 1. – С. 57-63
  2. И.А. Резенова «Необычные уроки обычных детей» / Начальная школа, 2001. — №2 – С.32-34
  3. О. Субаева «Как организовать и провести урок-исследование» / Начальная школа,2005. — №1 – С.27 — 36

Reference

  1. Kropocheva T. B. Unconventional science class in elementary school / Primary school, 2002. — No. 1. – S. 57-63
  2. I. A. Rezanova «Unusual lessons for normal children» / Nachalnaya SHKOLA, 2001. — No. 2 – Pp. 32-34
  3. O. Subaeva «How to organize and conduct the lesson-study» / Nachalnaya SHKOLA,2005. — No. 1 – Pp. 27 — 36