На протяжении долгих лет тема о неприкосновенности экс-глав государств является предметом оживленных дискуссий. Многие задаются вопросом: «Не противоречат ли данные гарантии принципу равноправия?»

Одним из главных принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации, является равенство прав и свобод граждан независимо от каких-либо личных особенностей и социальных признаков[1]. В то же время существуют отмечаемые государством отклонения от данного правила. В соответствии с Федеральным законом «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001 N 12-ФЗ Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Его нельзя привлекать к уголовной и административной ответственности за деяния, которые он совершил в период своего президентства. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру. Исключение составляют тяжкие преступления в период исполнения президентских полномочий, если по факту совершения таких преступлений возбуждено уголовное дело[2].

В 2015 году депутат-коммунист Александр Куликов активно продвигал законопроект о лишении российского экс-президента привилегий и неприкосновенности. Он аргументировал свою точку зрения тем, что это противоречит Конституции РФ, которая устанавливает неприкосновенность только в отношении гражданина, занимающего должность главы государства, действующего Президента РФ. Запрет на привлечение к уголовной ответственности гражданина РФ, прекратившего исполнение полномочий президента, за большинство противоправных деяний, совершенных им как в связи с исполнением президентских полномочий, так и совершенных не в связи с президентскими полномочиями, прямо противоречит принципам законности и равенства граждан перед законом, сформулированным в Уголовном кодексе РФ.

Однако его инициатива была отклонена Правительством РФ. В отзыве было отмечено, что Президент РФ, завершивший свою деятельность, как бывший глава государства занимает особое место среди других лиц, замещавших государственные должности РФ, для которых законодательством предусмотрено сохранение гарантии личной неприкосновенности и после прекращения полномочий. Установление для него гарантий неприкосновенности соответствует международной практике и не нарушает права человека и конституционный принцип равенства.

В части касающейся соответствия международной практике можно поспорить. К примеру, в Гватемале в сентябре 2015 года президент страны Отто Перес Молина был лишен иммунитета от судебного преследования. Это, по данным СМИ открыло путь прокурорам для его обвинения в коррупции. За лишение иммунитета Молины проголосовали все 132 присутствовавших лиц на заседании. Позже он был арестован.

Второй случай с лишением иммунитета в Гватемале произошел в 2017 году, когда парламентская комиссия Гватемалы рекомендовала снять иммунитет с президента страны Джимми Моралеса, чтобы привлечь его к расследованию по обвинениям в незаконном финансировании своей предвыборной кампании. Впоследствии, в августе 2017 года судья Веласкес и генпрокурор Гватемалы Тельма Олдана начали процесс по лишению Моралеса иммунитета. Запрос на лишение президента иммунитета был одобрен конституционным судом, для окончательного принятия решения о снятии иммунитета за решение необходимо было получить 2/3 голосов конгресса. Позже были задержаны брат президента Самуэл Моралес и сын президента Хосе Мануэл Моралес.

Наверное, самый показательный и яркий пример можно было наблюдать в Южной Корее, где 65-летнюю Пак Кын Хе признали виновной по делу о коррупции и приговорили ее к 24 годам заключения. Центральный суд Сеула также принял решение, согласно которому президент должна выплатить штраф в размере 16,8 млн. долл. США. Оглашение вердикта впервые в истории страны транслировалось в прямом эфире. Ранее суд также приговорил к 20 годам тюрьмы подругу Пак Кын Хе, которая использовала свои связи с главой государства для вымогательства[3].

На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в мире широко используется практика лишения неприкосновенности бывших глав государств, с последующим привлечением их к уголовной ответственности, в случае нарушения ими законов страны по особо тяжким делам, такими как коррупция, невыплата налогов и др.

Таким образом, вопрос неприкосновенности экс-глав государств является актуальным и  требует комплексного изучения с обширным применением практики и международных нормативных актов.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 04.08.2014г., №31, ст.4398.
  2. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»// Собрание законодательства Российской Федерации от 12.02.2001 г., №7, ст. 617.
  3. Иногамова-Хегай Л. В. Международное уголовное право: учебное пособие для магистрантов. – М.: Проспект. – 125 с., 2014

Bibliography:

  1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (as amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 No. 6-FKZ, of 30.12.2008 No. 7-FKZ, of 05.02 .2014 №2-FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ) // Meeting of the legislation of the Russian Federation, 04.08.2014, No. 31, Art.4398.
  2. Federal Law of 12 February 2001 N 12-ФЗ “On guarantees to the President of the Russian Federation, who stopped exercising his powers, and members of his family” // Collection of the legislation of the Russian Federation of 12.02.2001, No. 7, art. 617.
  3. Inogamova-Khegai L.V. International criminal law: a textbook for undergraduates. — M .: Prospect. — 125 p., 2014