УДК82-14 (=512)
Б 903
Анна Геркеновна Будаева
МБОУ «Эвенкийский центр «Юктэ»,
Республика Бурятия, с. Алла

…где бы я ни был, но я тебя не забываю,
Мой родимый край!
В. Лоргоктоев

Поэзия – давняя, любимая страсть человечества. Нет на земле народа, у которого бы не было поэтов. Мировая поэзия бережно хранит имена тех, кто вовремя нашел и сказал людям нужные слова – иногда бодрые и добрые, а иногда ироничные и горькие, и сказал так, что ему захотели поверить, ибо поэты – живые свидетели времени.
Часто наше общество вспоминает о заслугах граждан своей страны слишком поздно, не успев выразить слова благодарности за талант, за творческое наследие при их жизни. Но сделать это никогда не поздно, поэтому свою работу я посвящаю светлой памяти талантливого человека, поэта, писателя Владимира Дмитриевича Лоргоктоева, чей юбилей мы отметили в этом году.
Цель нашего исследования – проанализировать произведения В. Лоргоктоева, посвященные родной земле.
Владимир Дмитриевич прежде всего поражает нас тем, что поэтом стал человек, выросший среди простого народа, ведшего полукочевой образ жизни. Практически всю свою жизнь он зарабатывал себе и своей большой семье на пропитание работой, далекой от литературы.
Родился он в маленьком таежном поселке Хойгот Баунтовского района в 1935 г. в семье охотника. Отец его происходил из рода Ңодягиров, мать – из рода чильчагир. Школьные годы прошли сначала в Багдаринской школе-интернате, затем в эвенкийской школе-интернате г. Улан-Удэ.
Среди своих сверстников Володя выделялся особой любознательностью и удивительной тягой к знаниям. Учился жадно, с интересом, но очень скучал по родному дому, любимой тайге. Именно в те годы рождаются его первые поэтические строки, навеянные воспоминаниями о жизни в маленьком охотничьем поселке. И уже тогда обнаружилось его литературное дарование. На страницах республиканских газет впервые появляются стихи девятиклассника Владимира Лоргоктоева, а в 1956 г. журнал «Байкал» представил начинающего молодого эвенкийского поэта Владимира Лоргоктоева.
Его жизненные университеты проходят в качестве учителя, председателя колхоза, чабана. Как бы ему не было трудно, но все равно занимается литературным творчеством. Его стихи появляются на страницах газет «Литературная Россия», «Правда Бурятии», публикуются в журнале «Байкал», печатаются в районных газетах «Огни Курумкана», «Витимские зори», издаются в поэтических сборниках «На марше», «Поэты Бурятии», «Братство». А в 1979 г. появляется его поэтический сборник «Оленьи тропы». Многие стихотворения были переведены на русский язык поэтом Анатолием Щитовым.
«Оленьи тропы» – удивительно цельная, чистая книга. Бесхитростное восприятие мира, природный юмор, мудрость, достоинство – все это есть в поэзии В. Лоргоктоева.
Основные мотивы его поэзии – любовь к природе, к родной земле, малой родине, ее людям – охотникам, оленеводам.
Малая родина – это светлый родник, который несет в наши сердца любовь к родному краю. Она раскрывается человеку в детстве, тогда же постигается впервые, с восторгом, с восхищением, а с годами, вслед за первым ощущением малой родины, приходит любовь к большой Родине. Речка Нинда, морозный Нандаркан, бескрайняя тайга – все это его малая родина.
Есть родина у нас у каждого,
А Нандаркан есть – у меня.
Холодным зовут его и влажным,
Но мне он – горячей огня.
Есть у каждого речка любимая,
А у меня есть Нинда – одна.
Студеная по-русски ее имя,
Но горячей всех для меня.
Поэзия В.Д. Лоргоктоева пронизана раздумьями поэта о месте человека в жизни, о красоте родной природы, о бережном отношении к миру, в котором мы живём, о любви к Родине, родному краю. Сыновней любовью проникнуты его строки, посвященные местам, где жил и воспитывал детей – Улюнхану и Дырену.
Улюнхан – горделивая речка!
Родники – твои предки,
Братья и сестры поныне.
Ты бежишь, чтоб поить все живое
И стать украшением.
Жизнь эвенка неразрывно связана с природой, которая была для него надеждой и опорой, кормилицей. Все вокруг знакомо: каждая тропинка, каждый кустик, обитатели тайги. Поэт все это видит, все примечает, знает повадки гордого изюбря и могучего лося, хитрого соболя и быстроглазой белки, восхищается статью и грациозностью оленя.
Вот птица распелась и замолчала,
И в чаще прилег успокоенный лось –
Над тихим Килголом, как у причала,
Солнце утреннее зажглось.
Природа вливает в душу поэта, а вслед за ним и в душу читателя бодрость, оптимизм, любование нашей землей.
Вижу, солнце снега сожгло, весну впустило.
Вижу, речка, всегда холодная, забурлила.
Вижу, голову олень мой поднял
На сверкающий гольцами полдень.
Пользуясь разнообразными изобразительными средствами: эпитетами («тихим Килголом», «солнце утреннее», «сверкающий гольцами»); олицетворениями («родники – твои предки»), метафорой («стать украшением») – поэт создает образы, и картины природы точно оживают перед нашими глазами, становятся ближе и дороже.
Главными героями его как поэтических, так и прозаических произведений, также очерков являются те, с кем автор жил и трудился.
Яркая картина жизни эвенков-охотников, оленеводов предстает в стихотворениях «Слет охотников», «Оленевод Гарпа», «Зверовод Аксинья», «Охотник Адо» и др. В стихотворении «Слет охотников» поэт обращается к теме связи поколений, о неукротимой силе, духовной и физической, эвенков-оленеводов. Стихотворение родилось на основе реальных событий: слеты охотников проводились и проводятся до сей поры на стойбищах эвенков. Какая гордость за свой народ звучит в строках:
Звон бубенчиков, веселый смех
Оглашают сегодня сопки.
Впереди лучшие из всех,
А лучших в нашем районе – сотни.
Глубоко поэтично еще одно стихотворение Владимира Лоргоктоева «Охотник Адо». Герои произведения Адо и его невеста. В стихотворении есть любовь – взаимная, трогательная. И, как часто бывает, любовь подвергается испытанию:
– Знаешь, если добудешь больше меня,
Тогда я выйду за тебя замуж.
Адо в тревоге, хотя и нет
Охотника лучше его в округе.
Яркий образ женщины, смелой и бесстрашной, предстает перед нами. Эвенкийки – не только отличные мастерицы шить и вышивать, но они не отстают от мужчин в мастерстве стрельбы и охоты:
Но только от самых метких парней
Не отстает и его подруга!
Эвенки умеют не только добросовестно работать, но и умеют радоваться и веселиться под любимые народные танцы «Одёра», «Ёхорьё». Это можно проследить в следующих строках:
Асал – бэел,
эдэл – бэел,
эвэскэки эмэкэллу.
Одёройкан, одёрой!
Соберемся в круг, охотники, соберемся,
Как гуси осенью собираются у подножья гор.
Танцуйте дружнее!
Одёр, одёр…
Всю жизнь глубокими корнями связаны люди с отчим домом, с тем местом, где родились, жили, учились и трудились. На долгие годы сохраняются в памяти картины родных мест. Они живут в сердце каждого, не теряя со временем своей привлекательной свежести и яркости красок.
Природа родного Нандаркана, его люди стали предметом самых глубоких раздумий, сердечной привязанности поэта. Они передают нам чистую, возвышенную любовь к родине, свою необыкновенную искренность и человечность. Пейзажные зарисовки Баргузинской долины проникнуты глубокой и нежной любовью к родному краю, чувством родной земли, отчего дома. Они восхищают нас своей красотой, дарят нам тихую радость общения с природой, поселяют в душе гармонию и покой. Поэт одушевляет, очеловечивает природу, умело используя такие художественные приемы, как эпитет, метафору, олицетворение. Природа воспринимается поэтом одухотворённой, способной сочувствовать и сопереживать человеку в его радостях и печалях, сливаться с его чувствами и переживаниями. Человек глядится в природу и познает свои законы и возможности, вечные тайны жизни. Таким образом, своими стихотворениями Владимир Лоргоктоев убеждает, разъясняет, дает оценку, формирует мировоззрение человека, помогает увидеть прекрасное рядом, воспитывает в нас бережливое отношение к природе, любовь к родной земле.
Литература
В. Лоргоктоев. Оленьи тропы. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1979; Изд.2, доп., 2005.