Время, в котором мы живём, заставило переосмыслить многие стороны нашей жизни. ФГОС НОО задал качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Изменились учебники, требования к образовательным программам и учебным планам, представления о критериях профессионального мастерства учителя, о целях и методах работы. В современном образовательном процессе учитель должен знать о механизмах развития и отслеживания УУД. Цель мониторинга заключалась в выявлении уровня сформированности метапредметных результатов учащихся с 1 по 4 классы.

При проведении мониторинга сформированности универсальных учебных действий (УУД) в моей практике были применены следующие методы оценочной деятельности: наблюдение, тестирование, анкетирование, практические работы. Формы оценки: индивидуальные, групповые, фронтальные. Инструментарий контроля: задания, отражающие формирование УУД, лист наблюдений, тест, карта мониторинга. Мониторинг проводился по блокам УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

С целью развития адекватных самооценок и формирования анализа собственных действий у младших школьников был внедрен авторский проект «Личный ежедневник первоклассника». В начале 2-го полугодия с проектом ознакомились дети и их родители: со структурой, разделами; получили подробную информацию о том, как будут заполнять или работать с ним (аккуратно, самостоятельно, систематически) и кто им будет оказывать необходимую помощь в оформлении ежедневника.

Вначале младшие школьники должны были ознакомиться с учебным материалом за неделю, т.е. определиться чему они должны научиться. Затем учащиеся проводили самооценка сформированности собственных УУД, только после этого оценку ставил учитель, проводил рефлексию, помогал в планировании будущего и фиксировании успехов.

Предполагаемый результат проекта был: в конце полугодия каждый ребенок вместе с учителем и родителями проанализирует результат, обсудит достижения, рассматривая странички дневника и лучшие работы, определит свои успехи, отношение к различным видам деятельности, постарается определить причины неудач.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от учащихся не только познавательных, но и регулятивных, и коммуникативных учебных действий.

Таким образом, к факторам, способствующим формированию универсальных учебных действий, относится совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Библиографический список:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Артемьева Л.В. Мониторинг универсальных учебных действий учащихся в начальной школе // Управление качеством образования. – 2011. — №5.
  3. Ахметова М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников // Сибирский педагогический журнал, 2009. — №3.
  4. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных учебных действий в начальной школе // Начальная школа, 2009. — №5.

References:

  1. Asmolov A.G. How to design universal learning activities in elementary school: from action to thought / Under the editorship of A.G. Asmolov. – M.: Education, 2008.
    2. Artem’eva L.V. Monitoring of universal educational actions of pupils in primary school // Quality management of education. – 2011. — №5.
    3. Akhmetov M.N. Universal educational actions in the system Refine and implement creative experience of students // The Siberian pedagogical magazine. — 2009. — №3.
    4. Pavlov V.V. Diagnostics of the quality of cognitive learning actions at primary school // A primary school. — 2009. — No. 5.