В педагогике, также как и в других научных направлениях очень часто прибегают к построению моделей как способу познания, так и способу доказательства. В различных диссертационных исследованиях системы образования можно найти огромное количество моделей, которые служат основой для построения процесса обучения и объясняют процесс познавательной деятельности ученика.

К сожалению, не редки случаи обычной спекуляции в использовании моделей, которые не дают каких-либо новых представлений об изучаемом явлении (хотя и содержат термины «инновационные технологии», «модель инновационного развития»), а лишь множат уже имеющиеся.

Второй проблемой использования моделирования в диссертационных исследованиях по педагогике является недостаточное понимание разнообразия имеющихся моделей. Так модель построения образовательного процесса в рамках конкретной дисциплины может и должна включать в себя содержательный блок. А модель построения образовательного процесса в рамках единого образовательного пространства, предполагающая организацию взаимодействия образовательных организаций разного уровня, в силу постановки других задач, не должна содержать данный блок. Организационную модель можно конкретизировать дополнительными моделями, уже отдельно для каждого уровня в случае, если исследователь изначально нацелен на такую детальную проработку и описание технологии построения единого образовательного пространства.

Результатом моделирования является построение модели (условного образа) объекта исследования. Очень важно, что объектом исследования в моделировании является не реальный объект, а его идеализированная конструкция, наибольшее совпадение которой с реальным объектом является предпосылкой точности получаемых прогнозов. В основе моделирования как метода познания лежат уже имеющиеся и нашедшие доказательства зависимости между определенными компонентами, факторами, условиями и т.д.

Условно можно выделить три типа существования зависимостей между: компонентами объекта; факторами, влияющими на объект, и изменением свойств объекта; взаимовлиянием разных объектов на их характеристики.

В зависимости от цели и задач исследования при использовании метода моделирования предметом исследования могут являться: новые зависимости, уточнение зависимостей на основе исследования внутренних связей компонентов объекта; изменение характеристик или стратегий поведения объекта под влиянием внешних факторов; изменение в поведении объектов, их характеристик под влиянием взаимодействия.

Для нахождения зависимостей используются: корреляционный, дисперсный, факторный анализ.

При одновременном исследовании зависимостей между взаимовлиянием внутренних компонентов и влиянием внешних факторов используется многофакторное дисперсионное моделирование. Моделирование в области образования предполагает многоуровневое построение сценариев развития образования через призму интересов государства, регионального и локального сообщества, профессиональной группы, семьи и личности.

В этой связи моделирование этносоциальных процессов может предполагать их исследование на уровне: принятия государственных решений, в том числе по регулированию процессов; описания состояния, построения прогнозов развития образования; исследования обусловленности построения педагогического процесса, развития индивида.

Таким образом, мы попытались очень кратко отразить наиболее значимые аспекты моделирования, метода не только познания, но и способа построения прогнозов, в том числе по изучению эффективности реализации концепций, программ, методик в системе образования. Это особая теоретическая процедура, требующей проверки имеющегося знания путем конструирования и описания идеализированных объектов (моделей), в том числе и их гипотетических вариантов развития. И от точности построения объяснительной модели зависит качество полученного прогноза, который в свою очередь позволит нам корректнее разрабатывать стратегические программы развития системы образования и педагогических инноваций.

Список использованной литературы:

  1. Абрамова М.А. Принцип непрерывности образования в контексте реализации различных моделей образования // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. — Нижневартовск, 2015. — С. 243-246.
  2. Абрамова М.А. Модель системы образования России: аксиологический кризис // Русский вопрос: история и современность: материалы VI Международной научно-практической конференции / Министерство культуры Омской области, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омский филиал Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Сибирский филиал Российского института культурологии. — 2007. — С. 278-280.
  3. Абрамова М.А. Восток и Запад: модели системы образования // Философия образования. — 2007. — № 2. — С. 68-74.
  4. Костюк В.Г., Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Социокультурные типы: теоретические модели и эмпирическая верификация // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. — 2013. — Т. 11. —  № 1. — С. 60-68.

References:

  1. Abramova M.A. The Principle of continuity of education in the context of the implementation of various models of education // Culture, science, education: problems and prospects proceedings of the IV all-Russian scientific-practical conference. Nizhnevartovsk, 2015. P. 243-246.
  2. Abramova M.A. The Model of the educational system of Russia: axiological crisis //In the collection: Russian question: history and the present proceedings of the VI International scientific-practical conference. The Ministry of culture of Omsk region, Omsk state University. F. M. Dostoyevsky, Omsk branch of Institute of archeology and Ethnography of the Siberian branch of RAS, Siberian branch of the Russian Institute of Culturology. 2007. P. 278-280.
  3. Abramova M.A. The East and the West: models of the system of education // Philosophy of education. 2007. No. 2. P. 68-74.
  4. Kostyuk V.G., Abramova M.A., Goncharova G.S. Socio-cultural types: theoretical models and empirical verification // Vestnik of Novosibirsk state University. Series: Philosophy. 2013. T. 11. No. 1. P. 60-68.