В условиях интеграции отечественной системы образования в мировое и общеевропейское образовательное пространство, дальнейшего взаимообогащения культур возрастает роль иноязычного образования, которое рассматривается как один из базовых компонентов процесса становления будущего специалиста.

В условиях поликультурного общества для эффективного  осуществления профессиональной  деятельности   любому специалисту  необходимо  владение  иностранным  языком;  наличие поликультурных качеств, знаний о культурных ценностях, об истории, культуре, искусстве, нравах, обычаях, традициях, укладе повседневной жизни  разных народов; умений сочетать национальную самоидентификацию с уважением к другой культуре, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур, осознания поликультурности социума. Под поликультурной обращенностью – одной из ключевых компетенций специалиста новой формации, живущего в культурно интегрированном мировом пространстве — подразумевается достаточное владение иностранным языком как социальным кодом, общее понимание студентами определяющих характеристик культур мира, проникновение в сущность их сходств и различий, в том числе через язык, знание и эмпатическое восприятие разнообразных по богатству картин мира, осознание ценности и неповторимости каждой лингвокультурной общности [2, с. 77].

Поликультурное образование исследуется как комплекс условий для формирования способности конструктивно общаться с представителями иных культур, вступать в различные формы межкультурного взаимодействия. В этой связи формирование межкультурной компетентности личности средствами иностранного языка занимает важное место в подготовке специалистов.

Говоря о задачах поликультурного образования средствами иностранного языка, по В.В. Сафоновой включаются следующие: развитие культуры восприятия современного многоязычного мира; комплексное билингвистическое и поликультурное развитие языковой личности учащихся; развитие у обучаемых полифункциональной социокультурной компетенции (которая является одним из компонентов коммуникативной компетенции), помогающей им ориентироваться в изучаемых типах культур и соотносимых с ними норм коммуникации и форм общения; обучение технологиям защиты от культурной дискриминации и ассимиляции; создание условий для культурного творчества. Реализация данных задач готовит обучаемых к становлению их как субъектов диалога в межкультурном общении [3, с. 17-24].

В процессе приобщения к чужой культуре в рамках диалога культур, студенты опираются на познавательные средства своей культуры, привлекаемые для осознания средств чужой культуры, на новые знания о чужой культуре, сформированные в процессе ее познания, и на новые знания о своей культуре, созданные при познании чужой культуры [1, с. 107].

В практике обучения иностранному языку для формирования межкультурной компетентности могут быть применены технологии активного обучения такие, как метод проектов, ролевая игра, постановка инсценировок, спектаклей, работа со страноведческим материалом, подготовка видеопрезентаций, исследовательские методы, такие как, поиск информации в сети Интернет, сравнительно-сопоставительный лингвокультуроведческий анализ пословиц, поговорок родного и изучаемого языков и.т.д.

Формирование межкультурной компетентности студента педагогического вуза приобретает дополнительное значение как средство воспитания его личности, играет важную роль в развитии гуманистической направленности, в общем процессе подготовки педагога, отвечающего требованиям демократического поликультурного общества. Отраженные в структуре иноязычной межкультурной компетентности личностные качества педагога определяют эффективность педагогического общения: способствуют проявлению уважения, тактичности, способности понимать психологическое состояние ученика, сопереживать ему.

Библиографический список:

  1. Ксенофонтова Н.В. Пути формирования межкультурных коммуникативных умений личности // Актуальные вопросы в области педагогического и филологического образования: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Якутск, 27 апреля 2012 г.). – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. — C. 106-118.
  2. Новолодская С.Л. Роль предмета «Иностранный язык» в формировании поликультурности менеджера сервиса и туризма // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2012. — №3. — С. 76-81.
  3. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // ИЯШ. — 2001. — №3. — С. 17-24.

References:

  1. Ksenofontova N.V. Puti formirovania meghkulturnyh kommunikativnyh umenii lichnosti // Aktualnye voprosy v oblasti pedagogicheskogo i filologicheskogo obrazovania: materialy I Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferencii (Yakutsk, 27 aprelya 2012g.). – Yakutsk: Izdatelskii dom SVFU, 2013. — S. 106-118.
  2. Novolodskaya S.L. Rol predmeta «Inostrannyi yazyk» v formirovanii polikulturnosti menedgera servisa i turizma // Alma mater (Vestnik vysschei scoly). – 2012. — №3. — S. 76-81.
  3. Safonova V.V. Kulturovedenie v sisteme sovremennogo yazykovogo obrazovania // IYACH. — 2001. — №3. — S. 17-24.