Актуальным остаётся вопрос привлекательности Республика Саха (Якутия) для российского и международного сообщества. Имидж Якутии формируется в условиях общероссийских социально-экономических проблем, слабо развитой туристической и иной инфраструктуры, экстремального климата, обусловленного влиянием вечной мерзлоты. Важнейшим сегментом образа республики является имидж её столицы – города Якутск.

Цель исследования – характеристика креативных идей формирования позитивного внутреннего культурного имиджа г. Якутска среди молодых жителей столицы Республики Саха (Якутия).

В исследовании проблемы имиджирования северного столичного города применены контен-анализ научной литературы, изучение и обобщение лучших практик имидж-строительства места, анкетирование, целенаправленное наблюдение, методы математической статистики с последующим качественным анализом результатов.

Так, в частности, в исследовании, целью которого – выявить особенности внутреннего имиджа г. Якутска в сознании молодёжи, участвовало 105 респондентов – жителей города от 16 до 35 лет. Выборка респондентов – случайная. Метод исследования – анкетирование. В исследовании участвовало 46 (44%) мужчин и 59 (56%) женщин. Подавляющее число ответивших, 76 респондентов, – студенты; остальные – «рабочий», «служащий», «бизнесмен», «школьник». Графа «безработный» никем заполнена не была.

Анкетирование продемонстрировало, что 79% опрошенных гордятся своим городом; ответы 21% респондентов, сказавших «нет», можно разделить на две группы: в первой из них, превосходящей по численности, причиной указывалась плохая экология. Респонденты второй группы утверждали, что Якутск – неразвивающийся, бесперспективный город.

На вопрос «Что, по вашему мнению, имеет преимущественное значение для благополучной жизни жителей города?» самыми популярными стали ответы: «чистота на улицах, хорошая экология и зеленые насаждения» (26%), «низкий уровень коррупции и преступности» (24%), «богатая культурная жизнь и сохранение городских достопримечательностей» (19%).

Ответы на вопрос «Чего, по вашему мнению, не хватает в нашем городе?» выявили желание молодых людей в первую очередь жить в чистоте (25 %), иметь места для спокойного или активного отдыха (23%), жить среди культурных, высоконравственных и воспитанных горожан (12%), жить в ярком, красочном городе (5%). Также большинство респондентов (38%) ответили, что хотели бы жить в Санкт-Петербурге, аргументируя выбор различными факторами («богатая история», «культурная столица», «множество достопримечательностей», «красивая архитектура»); 24% опрошенных не хотели бы ничего менять.

В целом исследование показало, что молодые якутяне в основном любят свой город, но не настолько, чтобы не замечать его недостатков и неудобств. Имидж города в глазах молодых людей недостаточно высок: они видят столицу республики не очень культурной и ухоженной. Здесь не так много возможностей для организации культурного досуга молодежи. Во многом желаемый имидж Якутска в глазах молодежи совпадает с имиджем, формируемым властями, но, тем не менее, последний не в полной мере учитывает специфичность молодёжной аудитории, интересы и запросы молодых жителей города с суровыми условиями проживания.

Результаты исследования

Человек понимает город как некое пространство своих интересов. Очень важно сформировать такое пространство для молодых жителей города, от которых зависит будущее. Все это требует  иного  подхода к имидж-строительству: от сугубо организационного к социально-психологическому и далее – к креативному. Региональная креативная индустрия должна быть нацелена и на формирование комфортной городской среды, в которой хочется жить, отдыхать, воспитывать детей.

Проведённое исследование продемонстрировало высокую потребность якутской молодёжи в культурной составляющей образа столицы республики и желание творчески участвовать в процессе её создания. Среди идей, генерированных новыми поколениями горожан, можно выделить следующие: разработка модного логотипа, символа Якутска, синтезирующего «ассоциации, традиции, историю и индивидуальность города как живой динамичной системы» [1, с. 17] и отражающего специфику его месторасположения на вечной мерзлоте, особенности богатой культуры его многонационального народа; создание звучных, актуальных слоганов; увеличение количества инсталляций в разных районах Якутска, имеющих социальную, культурную и туристическую ценность; использование возможностей стрит-арта на фасадах зданий и творческое преображение теплотрасс; создание детского этнокомплекса по мотивам олонхо; разработка специального дизайна открыток о городе; формирование системы молодёжных масштабных мероприятий, привлекательных для разных целевых аудиторий, и их проведение с использованием архитектурных и природных особенностей города, таких, например, как сваи, белые ночи, обилие водоёмов и т.п.

Молодёжь Якутска готова сама создавать современный культурный образ родного города – позитивный, яркий, очень разноплановый, эмоционально-окрашенный и социальноориентированный. Это образ, который должен иметь огромное информационно-воспитательное значение для его молодых жителей. Элементы имиджа города перестанут выглядеть искусственными или показными, если обретут органическую связь с теми, кто находится внутри.

 

Литература

  1. Морозова, Т.А. Медиатизация технологий конструирования имиджа города: автореф. .. соиск. .. уч. степ. д. ф. н. / Т.А. Морозова. – Краснодар, 2013. – 25 с.