«Без знания истории, трудно утвердить народу имя» — сказал народный писатель Якутии Д.К. Сивцев –Суорун Омоллоон. Знание истории нужна для того, чтобы жить, а не для того, чтобы знать. Роль историко-краеведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. Возраст   школьника  младших классов –это период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, миру людей, это благоприятный период для формирования компетентностей младшего школьника (социальной, коммуникативной, здоровьесберегающей, гражданской и других)  [3.с.11-17].

Одним из главных аспектов социального развития младших школьников является нравственно-патриотическое воспитание. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия  человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к  своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека [2.с.534].

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни своего наслега, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобретение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине –месту, где родился человек. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. В связи с этим, нами разработана программа кружка.

Цель кружка юных краеведов «Наследники Боло»:  выявление и развитие творческих способностей каждого воспитанника через поисково-собирательскую и научно-исследовательскую деятельность в изучении истории и культуры народа саха. Творчески мыслящей и адаптированной к современному социуму личности, способной  последующем на активное участие в духовном и культурном развитии  республики и страны. Через управление краеведческого музея им. им.Сэһэн Боло воспитание патриотов родного края.

Задачи: 1.Определить наиболее эффективные методы, формы, условия и средства социального развития школьников младших классов в процессе краеведческой работы: на примере ознакомления с родным наслегом.

  1. Выявить особенности представлений младших школьников о родном наслеге;
  2. Разработать систему работы по социальному развитию на основе ознакомления с родным наслегом;
  3. Организовать сотрудничество с родителями.

  Концепция  авторской образовательной программы «Музейная педагогика в этнокультурном образовании» — максимальное использование социально-культурного и образовательного потенциала музейной педагогики как отрасли научного знания на успешном опыте организации сельского школьного краеведческого музея, как части этнокультурного образования.

Апробация программы:

1-й этап: информационно-организационный

  • разработка этапов проектной деятельности;
  • изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме проекта;
  • проведение диагностики: анкетирование родителей и детей; проведение диагностической беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном наслеге;умений младших школьников отражать представления о родном крае в игровой деятельности;
  • разработка перспективного плана по ознакомлению детей с родным наслегом;
  • определение форм работы с родителями в процессе реализации проекта;

2 этап: технологический

  • два раза в год проводится мониторинг, который показывает динамику усвоения детьми знаний о родном крае;
  • проводятся мероприятия, на которых дети знакомятся с особенностями родного наслега;
    • создать предметно-развивающую среду  (изготовить дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм).
    • участие родителей для реализации программы.

3 этап: итоговый

  • разработана и поведена диагностика уровня знаний детей о родном наслеге и умений отражать представления в игровой деятельности, то показало бы динамику развитий;
  • разработаны примерные конспекты мероприятий по ознакомлению детей с родным наслегом;
  • создана предметно-развивающая среда;
  • проведен ряд мероприятий с родителями.

 Оценка полученных результатов и выводы работы: Создана  система работы по социальному развитию младших школьников в кружке юных краеведов “Наследники Боло”  на основе ознакомления с родным наслегом.Ознакомление по данной теме, позволил сформировать младших школьников  представление о том, чем славен родной край. Условно содержание  знаний о родном крае разделено на три основных раздела: мир природы, деятельность людей и достоприменчательности наслега Ожулун. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими разделами, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы, именно трудовая деятельность человека является  тем связующим звеном, которое обеспечивает “преобразование” мира природы в “культурный облик” любого края. Усвоение детьми такого рода взаимосвязей уже с малых лет будет способствовать не только формирование представлений о целостной “картине мира”, но и поможет овладеть  “культурологическим видением”, проникнуть в скрытую сущность явлений,  понять диалектику исторических событий.

Примерная тематика занятий краеведческого цикла:

  • “Наш край в Древности”;
  • “Главные символы родного наслега: герб и флаг наслега Ожулун”;
  • “Какого человека мы называем Гражданином?”;
  • “Музеи Ожулуна”;
  • “Путешествие по родному наслегу”;
  • “История названия улиц наслега”;
  • “Познавательная беседа “По улицам нашего наслега”;
  • “Исторические памятники наслега”.

Составление дневника полевых записей, составление рассказов “Мой наслег-моя гордость”, “Школа –наш родной дом”, “Герой нашего времени” и.др. Обучение правилам безопасного дорожного движения, перехода через улицу  во время экскурсий.

Данная система включает работу с различными видами игр: дидактической, сюжетно-ролевой, словесной. Дидактические игры: игры “Расскажи,  где ты  живешь”, “Назови улицы нашего наслега”, “Узнай, назови, что запечатлено на фотографии”, “Дорожные знаки” и другие. Сюжетно-ролевые игры: “Природа и мы”, “Семья”, “Путешествие по наслегу” и др. Смотр –конкурс макетов “Дом, где мы живем”. Составление макетов исторических памятников.

Не менее важным условием воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями, помогает осуществить данные тематические планы. Совместно с родителями пополнять атрибуты сюжетно-ролевой игры, подготовлены выставки, смотры-конкурсы, проведены экскурсии. И непосредственно для родителей подготовим различную агитационную информацию: консультации, памятки, анкеты, родительские собрания.

Для реализации программы создана предметно-развивающая среда:

  • изготовлены дидактические игры, ведь игра основной вид деятельности детей. Подобраны атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
  • подбрана литература по ознакомлению детей с родным наслегом, историей Ожулуна, ознакомлением с достопримечательностями наслега, знакомству с животными и растениями нашего региона, знатными людьми –ожулунцев.
  • подобраны карты и схемы наслега, его герб и флаг.
  • подготовлены презентации по теме: “Ожулунский наслег: история и современность”, “Знатные люди наслега” и др.
  • придуманы и изготовлены своими руками учащихся настольные игры по темам [4.с.53-74].

Весь этот материал обогащает представления детей о родном крае, позитивно отражается на развитии детей. Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по социальному развитию младших школьников посредством ознакомления с родным наслегом определяет общественную направленность личности ребенка, формирует у него активную жизненную позицию и позволяет успешнее осуществлять патриотическое воспитание, формировать мировоззрение.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дидактика образования в условиях внедрения ФГОС: материалы республиканской научно-практической конференции. 6 декабря 2011 г. /сост.Л.П.Борисова и др.-Якутск:Офсет, 2011.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.-М.: Академия, 2000.-624с.
  3. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей /авт.-сост.Л.Б.Малыхина.-Волгоград:Учитель, 2016.
  4. Саввина Л.П.,Ядрихинская Л.С. Музейная педагогика в этнокультурном образовании.-Якутск.: Издательский Дом СВФУ, 2016.

List of used literature

  1. Didactics of education in the implementation of the GEF: Materials of the republican scientific-practical conference. December 6, 2011 /sost.L.P.Borisova and OE Yakutsk: Offset 2011.
  2. VS Mukhina Psychology: the development of phenomenology, childhood, otrochestvo. M .: Academy, 2000.-624s.
  3. Design and analysis of the training session in additional education system /avt.-sost.L.B.Malyhina.-Volgograd:Uchitel children in 2016.
  4. Savvina LP, LS Yadrihinskaya Museum pedagogy in ethnocultural obrazovanii.-Yakutsk .: NEFU Publishing House, 2016.