УДК 34.03

Понятие семьи в действующем Семейном кодексе Российской Федерации не закреплено. Это связано со сложностью прикрепления к этому понятию рамочных пределов поведения людей, а также тем, что семья включает не только имущественные и иные правоотношения, легко поддающиеся правовому регулирования, но и личные, основанные на морали, традициях, религиозных отношениях и иных социальных нормах. Введение правового регулирования в личные отношения членов семьи представляется большей частью труднореализуемым в вопросах правоприменения и не достигающим своей цели. Поскольку семья — это не только правовой институт, но и комплекс социальных, психологических, физиологических факторов и отношений, складывающихся внутри конкретной семьи.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» к традиционным семейным ценностям отнесены «ценность брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению» [1].

Как справедливо отмечает Афанасьева И.В. «поступательное развитие российского общества невозможно без прочных, стабильных семейных отношений, которые, в свою очередь, зависят от стабильности общества, от социальной политики государства по отношению к семье, от таких политических, экономических, культурных, образовательных и иных условий, которые позволили бы семье выполнять ее основные функции в полном объеме» [2, С.54].

Семейные правоотношения являются неотъемлемой частью государства, как одной из самых важных сфер общественной жизни. Поэтому необходима адекватная правовая регламентация семейных правоотношений, посредством закрепления прав и обязанностей детей и родителей в нормах права для того, чтобы проблемы семьи находили свое решение в развивающемся семейном законодательстве с помощью определенных правовых средств и способов.

Вместе с тем, как отмечает В.Г. Графский: «Право и мораль предстают в истории социального общения двумя традиционными комплексами правил и требований, поддерживающими определенный строй и ритм общения и содержащими ориентиры в различных вариантах добропорядочного и законопослушного поведения» [3, с.11.].

Одним из активных участников нормативного регулирования в Российской Федерации являются регионы. Так, на примере Республики Саха (Якутия) приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие обязательства родителей в различных сферах жизнедеятельности общества. Некоторые из них являются «эксклюзивными», т.е. не имеющими аналогов на федеральном уровне.

Существуют следующие нормативно-правовые акты, регулирующие родительские обязательства в Республике Саха (Якутия) – (далее по тексту – РС (Я)):

  1. Закон РС (Я) от 17 декабря 2008 г. 643-З N 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)»;
  2. Закон РС (Якутия) от 01 июля 1994 г. №3 №23-1 «О правах ребенка»;
  3. Закон РС (Я) от 22 декабря 1999 г. N З N 137-II «О приемной семье и семейном детском доме»;
  4. Закон РС (Я) № от 09.02.2016 г. 1гс-732/16 «Об ответственном родительстве».

В соответствии со ст. 2.2., 14 Закона РС (Я) от 17 декабря 2008 г. 643-З N 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» родители имеют равные права на решение всех вопросов семейной жизни, воспитание и содержание детей, выполняют равные обязанности по отношению к семье, а также несут равную ответственность за содержание ребенка.

Данный Закон основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. и др.

В России эти нормы нашли свое отражение в ст. 38 Конституции РФ, в которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а также в п. ж, ч. 1, ст. 72 Конституции РФ «защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении РФ и ее субъектов». Итак, Закон РС (Я) от 17 декабря 2008 г. 643-З N 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» не обладает новизной, а принят на основании и во исполнение федерального законодательства.

Согласно ст. 24 Закона РС (Якутия) от 01 июля 1994 г. №3 №23-1 «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на равную заботу со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Родители или лица, их заменяющие, несут равную ответственность и обязанность за ребенка, независимо от места его проживания.

На федеральном уровне основными нормативно – правовыми актами по правам ребенка являются: Конституция РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании», Семейный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации. На международном уровне права детей установлены следующими актами: Всеобщая декларация прав человека (1949 год), Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Так, наряду с указанными федеральными и международными актами Закон РС (Якутия) от 01 июля 1994 г. №3 №23-1 «О правах ребенка» является своеобразным дополнением (в части выплат из регионального бюджета многодетным семьям, перечня защиты уполномоченными органами и т.д.) к вышеуказанным актам и тем самым обеспечивает правовую защиту и гарантирует соблюдение прав ребенка в РС (Я).

В ст. 7, 10, 14 Закона РС (Я) от 22 декабря 1999 г. N З N 137-II «О приемной семье и семейном детском доме» установлено, что приемная семья и семейный детский дом – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В законе четко прописаны их обязанности, приравненные к родительским: воспитывать детей, заботиться об их здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения ими образования, готовить их к самостоятельной жизни. Как и вышеперечисленные Законы РС (Я) данный Закон берет свое начало из федерального законодательства: Семейного кодекса РФ, Федерального закона № 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др. Таким образом, Закон РС (Я) «О приемной семье и семейном детском доме» основывается на идеях и принципах федерального регулирования, тем самым претворяет в жизнь замысел основного законодателя.

Согласно ст. 2, 5 – 7 Закона РС (Я) № от 09.02.2016 г. 1гс-732/16 «Об ответственном родительстве» устанавливаются общие положения об обязанностях родителей по воспитанию, образованию, развитию, сохранению здоровья ребенка. Новизна Закона об ответственном родительстве заключается не только в его дискуссионном характере, но и в внедрении в правовое пространство некоторых терминологических разъяснений, направленных на регулирование семьи и родительских отношений в отсутствие федеральных аналогов.

В остальном своем содержании данный закон повторяет другие устоявшиеся в правовом обороте федеральные и региональные законы, что создает в нем массив бланкетных норм, применение которых может усложниться в связи с принципом правовой определенности, а также иерархии норм права по юридической силе. Кроме того, закон имеет социально ориентированный, а не правовой характер, а также избыток норм социального значения, не поддающихся правовому регулированию. Характер закона мог бы носить не императивный, а диспозитивный, рекомендательный, декларативный и просвещающий, разъяснительный характер. Например, в статусе Концепции либо методических разъяснений. Поскольку закон, на наш взгляд, должен в первую очередь не просветлять, а регулировать.

Закон регулирует обязанности родителей через призму теории и концепции права Российской Федерации и в какой-то мере идеализирует институт семьи, права и обязанности родителей. Кроме того, как и большинство нормативно – правовых актов имеет свои преимущества и недостатки. Но закон является для своего времени преждевременным, имеющим перспективу прогрессии только в том случае, если уровень жизни и экономические возможности у населения, а также менталитет общества в части правового сознания и правовой культуры будут развитыми.

Таким образом, семья является своеобразным барометром государства, отражает эффективность политики, экономики, здравоохранения, социального обслуживания. Изучая институт семьи в государстве, можно сделать вывод о государстве в целом, т.к. любые колебания в государстве находят отражение в семье.

В этой связи анализ вышеуказанных законов Республики Саха (Якутия), регулирующих обязанности родителей по воспитанию детей, позволяет сделать вывод о том, что государство через нормативно-правовые акты оказывает значительное воздействие на статус и положение семьи в обществе, стараясь проникнуть глубоко во все сферы жизни семьи. Однако, существующая грань между государственным контролем семьи и частными отношениями внутри семьи должна оставаться четкой, отделенной, неприкосновенной.

Литература

  1. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» / Консультант Плюс. Версия: проф.
  2. Афанасьева И. Условия стабильности семейно-брачных отношений. // «Нотариус». – 2002. — №3.
  3. Графский В. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода. // «Государство и право». — 1998. — №8.
  4. Кордуба С.Б. Международно-правовое регулирование обязанности родителей заботиться о детях // Ленинградский юридический журнал. 2012. №3.
  5. Михеева Л. Ю. Ответственность родителей за воспитание детей: направления реформы законодательства // Семейное и жилищное право. — 2014. — № 4.
  6. Пчелинцева Л. М. Правовые аспекты воспитания и обучения, несовершеннолетних // Журнал российского права. – 2013. №3.
  7. Радайкин М.Ф. О некоторых проблемах в современном законодательстве и путях их решения в сфере семейного права: статья // Нотариус. — 2014. — № 3.

References

  1. Rasporjazhenie Pravitel’stva RF ot 25.08.2014 N 1618-r «Ob utverzhdenii Koncepcii gosudarstvennoj semejnoj politiki v RF na period do 2025 goda» / Konsul’tant Pljus. Versija: prof.
  2. Afanas’eva I. Uslovija stabil’nosti semejno-brachnyh otnoshenij. // «Notarius». – 2002. — №3.
  3. Grafskij V. Pravo i moral’ v istorii: problemy cennostnogo podhoda. // «Gosudarstvo i pravo». — 1998. — №8.
  4. Korduba S.B. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie objazannosti roditelej zabotit’sja o detjah // Leningradskij juridicheskij zhurnal. 2012. №3.
  5. Miheeva L. Ju. Otvetstvennost’ roditelej za vospitanie detej: napravlenija reformy zakonodatel’stva // Semejnoe i zhilishhnoe pravo. — 2014. — № 4.
  6. Pchelinceva L. M. Pravovye aspekty vospitanija i obuchenija, nesovershennoletnih // Zhurnal rossijskogo prava. – 2013. №3.
  7. Radajkin M.F. O nekotoryh problemah v sovremennom zakonodatel’stve i putjah ih reshenija v sfere semejnogo prava: stat’ja // Notarius. — 2014. — № 3.