УДК 378.147

Стабильность финансовой системы страны, развитие банка определяются знаниями банковских работников и способностью применения их в жизни. Поэтому банковско-финансовые предметы дают студентам понятия о наблюдении, познании, эксперименте, прогнозировании, проверке и систематизации, собеседовании, обмене мнениями, учете риска, защите, изучении, поиске, формируют  способы их применения, учат использовать их при исследовании и решении разных проблем.

Тенденция социального развития требует относиться к методологическим проблемам обучения с позиций нового подхода и считает, что все задачи образования на макро- и микро- уровнях (особенно деятельность преподавателя и студента) должны переходить к форме творческого исследования.

В эпоху научно-технического прогресса обучение, направленное на владение учащимися знаний определенного уровня, развитие творческого мышления, научит их жизни, поможет их формированию и развитию. По мере развития демократического общества молодежи необходимо иметь умения самостоятельно решать трудные проблемы; размышлять об альтернативных предложениях; принимать разумные, рациональные решения. Творческое мышление является одним из важных умений в открытом демократическом обществе. Такое умение зависит от освоения базовых финансовых знаний.

Базовые финансовые знания – это когда человек в соответствии со своим положением принимает правильные финансовые решения, имеет необходимые знания, понятия и мастерство для осуществления разных мер, и обладает полной уверенностью себе. Финансовые умения заключают в себе не только знания, понятия и мастерство человека, но и его навыки и характер [1].

«Помоги мне до поры, когда я сам смогу сделать»[2] – сказал известный педагог М. Монтессори. Это показывает, насколько важен подход преподавателя к студенту.

В программе деятельности на 2012-2016 гг. Правительства Монголии, утвержденной Великим Народным Хуралом, указано: “Разработать и осуществить программу «Правильный монгольский ребенок», направленную на формирование гражданина, обученного патриотическому мышлению и  жизненной мудрости [3].

Правительство Монголии приняло правовые документы по методу дистанционного обучения и его осуществления. В Монголии активно развивается онлайн-обучение, и для его интенсивного развития необходимо участие правительства.

В «Программе по повышению базовых финансовых знаний в национальном масштабе» указано проводить данную работу в рамках 4 самых ведущих влиятельных направлений [4]:

– среди школьников;

– среди молодежи;

– среди жителей сельской местности;

– посредством сети Интернету и СМИ.

Каждому студенту в вузе необходимо овладеть способом менеджмента по самообучению для саморазвития. Чтобы достичь этого, студент должен иметь свой план менеджмента.

Основой познания и обучения является «Зона ближайшего развития» (Zone of Proximal Development (ZPD), которую используют в педагогической деятельности всех стран. «Зону ближайшего развития» можно рассматривать как расстояние между исторически новой формой (прогресс уровня реального развития, отражающий состояние решения студентами проблем) социальной деятельности, которую могут создать все вместе или ежедневняя деятельность личности.

Подходы [5] к обучению в XXI веке:

– общение и реакция;

– социальное отношение;

– использование информационных средств;

– действия (действия учащихся: проводить тесты, выполнять задания, стараться понять и познать, творить, проектировать дизайны, развивать, реконструировать).

3 составных части знаний учащихся XXI века

  1. Базовые знания (познание):основное знание содержания, знания между науками.
  2. Гуманитарные знания (ценность знаний): мудрость жизни, этика, эмоция, сознание, потенциал культуры.
  3. Метазнание (действие) – творческий подход, реконструкция, решение проблем, творческое размышление, отношение, сотрудничество.

Очень важно сбалансированное использование 3 составных частей знаний и особенно применение метазнания при обучении, основанном на проектах.

Качество высшего образования заключается не только в получении студентами знаний, но и в самостоятельном овладении знаниями, формировании у них навыков и умений практического применения полученных знаний, а также обучении студентов разным методам исследований и помощи в становлении хорошей профессиональной личности. В этом смысле высшее образование обогащает социальную ценность, готовит творческих и способных специалистов, поэтому ныне оно имеет решающее значение в социальном развитии.

В связи с внедрением кредитной системы в сферу высшего образования в Монголии самообучение стало одним из направлений учебной деятельности преподавателя и студента.

В соответствии с мировой тенденцией проводится ряд реформ в сфере высшего образования. Актуальной проблемой в сфере высшего образования является решение учебно-технологических реформ, которые надо проводить на мировом уровне, учитывая связи между предметами и особенности монгольских студентов.

Мы изучили и определили спрос на банковских специалистов на бирже труда, основываясь на этом спросе, разработали программу обучения с опорой на потенциал, которую переводили на модульное обучение, и осуществляем его по порядку бакалавриата, магистратуры, докторантуры.

Чтобы усовершенствовать связи между предметами общего содержания, повысить мастерство и общее содержание, у учащихся обучение проводится по следующим направлениям по определенным предметам:

  • функциональное направление: маркетинг, финансы, менеджмент, бухгалтерский учёт;
  • бизнес-среда: правовая среда бизнеса, экономика, этика бизнеса, глобализация бизнеса;
  • техническое мастерство: информационная система, умение работать по программе «статистическая математика»;
  • практика (единое направление): политика бизнеса, владение единым комплексным способом, который даст возможность показать и применять знания и умения на уровне организации, рационально распределив время (рис. 1).

Рис.1. Общее содержание предмета «Менеджмент банка»

Из рисунка 1 можно видеть, как преподаватель распределяет общее содержание предмета «Менеджмент банка»: 48,6% – функциональное направление, 18,7%  – бизнес-среда, 26,7% – техническое мастерство, 6% – практика (единое направление). Общее содержание основных предметов по специальности можно включить в профессиональные факультативные предметы.

Одной из особенностей в сфере высшего образования является то, что обучение студентов постепенно переходит от «передачи» готовых  знаний к управлению их самостоятельной творческой деятельностью, формированию у них творческих опытов. Такой переход предполагает:

  • учет психологической, теоретической и практической готовности студентов к обучению в вузе;
  • рациональный отбор соответствующего учебного материала;
  • планирование его объема с учетом сложности и трудоемкости;
  • использование передовых технологий обучения, проверка и оценка приобретаемых студентами знаний, навыков, умений, уровней сформированности опыта самостоятельности на каждом этапе становления их как специалистов.

Хотя исследовательскую деятельность делят на учебную и исследовательскую, но большинство исследователей предлагает такую схему познания, как факты → проблемы → идея → гипотезы → модели → теоретические следствия → эксперименты.

Составляющими элементами самостоятельной творческой деятельности студентов являются работа на лекции; работа над выполнением домашних заданий; практические, лабораторные и семинарские занятия;  курсовая и дипломная работа; учебная и производственная практика; чтение научно-популярной литературы; учебно-творческая и научная работа студентов (олимпиады, выставка творческих и проектных работ; научная конференция студентов ).

Для повышения качества и улучшения результатов той или иной профессиональной учебы наряду с материальной базой (лабораторное оборудование и библиотека) необходимы резервы опытных, авторитетных, высококвалифицированных профессорско-преподавательских составов. В современную эпоху глобализации следует разумно сочетать такие направления деятельности, как изучение опыта профессоров вузов развитых стран, государственной политики, инициативы профессиональных образовательных учреждений и спроса потребителей.

На лекциях студент выясняет для себя сущность вопроса, обогащает ее новыми важными соображениями и понятиями. Преподаватель же должен тщательно продумать методологический подход относительно того, как ему следует эмоционально построить свою лекцию, чтобы у студентов вызвать интерес к выбранной ими профессии.

При подготовке к экзаменам студент, работающий самостоятельно, для себя открывает много нового по данному вопросу, демонстрирует свое знание перед преподавателем, доказывает и защищается, в результате чего он учится речемыслительной деятельности, личностным качествам самовыражения, самоконтроля и самоуверенности.

Домашние задания и самостоятельная работа студентов должны быть нацелены на то, чтобы укреплялись теоретические знания, приобретенные на лекциях. В частности, по таким предметам, как «Основы финансов», «Банковский учёт и анализ», «Банковский менеджмент», «Анализ банковского кредита» и др.  У нас уже традиционно практикуется работа над упражнениями и задачами, которая дается студентам профессионального и непрофессионального отделения, и за семестр студенты 2 раза сдавали тематические зачеты, и тут же по графике преподавателями проверяются их результаты. Данная работа дает нам возможность следить за развитием мысли у студентов, изменением их подхода к своему делу.

На семинарских и практических занятиях, имеющих цель применения знаний на практике при обучении умственному труду, развитии мыслительной деятельности, решении конкретных практических задач, студент самостоятельно выполняет умственно-познавательные задания, составляет схему по темам лекций, готовит вопросы к преподавателю. Выступление студентов перед другими по теме написанных ими эссе или рефератов, систематическая проверка заданий, которые дополнительно даются отстающим, активизируют их  познавательную деятелность.

Практика показывает, что подобный род самостоятельной работы имеет большое значение, поскольку в ходе ее выполнения студент приобретает определенные навыки использования информации (книги, журналы), учится рассказывать другим то, что понял, учится анализировать, обобщать, извлекать главное, получать и перерабатывать новую информацию.

Дипломы и курсовые работы. Дипломная работа имеет цель, чтобы студенты самостоятельно проводили научно-исследовательскую работу на сравнительно высоком уровне. Она требует владения методикой по извлечению новой мысли, самостоятельного проведения исследований по специальности, знакомства с литературой, составления библиографического обзора по данной теме. Накопление фактов, расчет и технико-экономическое обоснование по данной проблеме, сравнение своей дипломной работы с другими при защите перед комиссией, с одной стороны, а также оценка, данные учеными, специалистами, отзывы различных организаций и лиц – с другой, дают студенту ориентацию для дальнейшей работы по данной теме. И он может себе найти место работы или партнеров, с которыми будет сотрудничать после учебы.

Производственная практика. Правильное и разумное планирование того, кому руководить ознакомительной и специализационной практикой, с чьим технологическим процессом ознакомиться, какие умения получать студентам и т.д. дает возможность обучаемым увидеть трудности, которые встречаются на практике, формирует у них профессиональный взгляд. Качественное проведение производственной практики, написание ее отчета, уделение ей высокого внимания со стороны вуза, кафедры и принимающего предприятия имеют важное значение для создания и использования человеческих ресурсов.

Хорошим примером самостоятельной работы студентов может послужить то, что студенты Монгольского государственного университета и Финансово-экономического института проходят производственную практику в Монголбанке и в других коммерческих банках, с которыми заключены договоры. Кроме того, студенты-исследователи, которые выполнили 90% основных кредитов, работают в Голомтбанке от 3 до 9 месяцев и получают зарплату.

Внеаудиторные мероприятия

Задачи студенческих кружков, конкурсов, олимпиад, творческих выставок, проектных работ, научно-практических конференций заключаются в том, чтобы студенты с младших курсов научились писать статьи, выступать с докладом, принимать участие в написании книг и проектных работах, участвовать в олимпиадах и конкурсах, организовать творческую выставку с последующими отзывами, которые станут механизмом для формирования  человеческих ресурсов, развития их способности. И студенты МонГУ успешно участвуют не только в межвузовских олимпиадах, в которых занимают призовые места, но и в исследовательских проектах. «Хаанбанк» ежегодно проводит банковскую профессиональную олимпиаду по теме «Руководство активом и пассивом банка», в которой принимают участие студенты вузов Монголии, и наши студенты всегда занимают места в Топ-5.

Такая работа помогает студентам при формировании способности самостоятельно решать различные актуальные вопросы, выявлении и развитии их внутренных резервов. Кроме вузов, еще и организации проводят для студентов разные мероприятия, например, «Голомтбанк», Банковско-финансовая академия и Комитет по финансовому регулированию каждый год проводят для студентов научную конференцию и награждают лучшие работы.

Начиная со 2-го семестра 2011-2012 уч.г. в Институте бизнеса Монгольского государственного университета для студентов банковско-финансового отделения организуем онлайн-занятия и до сегодняшнего дня успешно проводили основные предметы по 7 специальностям более 200 студентам, а студентам заочного отделения – основы финансов. Мы разработали начальный стандартный вариант содержания онлайн-предметов и утвердили правило онлайн-обучения.

Заключение и предложения

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.

  1. Рациональная организация самостоятельной творческой работы студентов, которые учатся по банковско-финансовой специальности, может активизировать учебный процесс, заниматься умственным трудом, развивает способность логическое мышление, практическое размышление, интерес к поиску, а в будущем она станет основой самостоятельного развития личности.
  2. В результате наших исследований для формирования у учащихся новых умений умственного труда каждый преподаватель творчески искал пути повышения эффективности обучения по своим предметам, обогащал свои методы, привлекал учащихся к активной деятельности, благодаря чему произошло качественное изменение в обучении по банковско-финансовой специальности.
  3. Большинство участвующих в исследованиях студентов учились по онлайн, что помогло им развивать умение самостоятельного обучения.
  4. Когда команда студентов проводит семинарские занятия, обсуждает, анализирует, повышается активность учащихся. Таким образом, можно успешно решить вопрос владения умениями и навыками специалиста, который опирается на банковскую деятельность. Кроме того, увеличивается творческое, самостоятельное, активное участие студента, который свободно выражает и защищает свои мысли, повышается письменная, речевая и мыслительная культура, интересуется науками, формируется ум и поведение, изменяется мотив, подход, система ценности. Все это влияет на интенсивное формирование качественного, потенциального специалиста банка.
  5. В ходе обучения нужно выявить самостоятельного, творческого, мыслящего, активного студента, обучать преподавателей и учёных по индивидуальной программе, сотрудничать с банковско — финансовыми организациями, поощрять и поддержать их. В таком случае можно достичь лучших результатов, поэтому следует широко распространять этот опыт.

Литература

  1. Национальная программа «Правильный монгольский ребенок»: приложение к постановлению Правительства № 295 от 2013 г.
  2. Программа по повышению основных финансовых знаний общественности на национальном уровне: приложение совместного приказа №47 от 2015 г. президента Монголбанка, Министра Финансов, Министра образования, культуры, науки, комитета финансового регулирования.
  3. Жадамба Б., Цовоо Ц.. Дистанционное обучение, его оценка. Фонд детей ООН, Институт образования, Институт развития образования, 1998 г. – С. 4.
  4. Матросов В. Л. Педагогическое образование в России: проблемы и тенденции развития / В. Л. Матросов //  Педагогика. – 2005.– № 6. – С. 7.
  5. Намжилдагва Р. Теория и модель обучения / Р. Намжилдагва. – – С.62.
  6. Осипенко Л. Е. Научное творчество в учебном процессе / Л. Е. Осипенко // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 5. – С. 139.
  7. Пидкасистый П. И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах / П. И. Пидкасистый // Педагогика. – 2005. – № 3. – С.50.
  8. Annamaria Pinter,Teaching Young Language Learners, Oxford University Press, 2009, p. 11.
  9. Financial Capability Programs Around the World. Why Financial Capability is important and how surveys can help. The World Bank, August 2013.

Примечания

[1]  Source: “Financial  Capability  Programs Around the World. Why Financial Capability is important and how surveys can help”. The World Bank August 2013.

[2] “ Please help me to do it by myself” М. Монтессори.

[3] Национальная программа “Правильный монгольский ребенок”, Приложение к постановлению Правительства №295 от 2013 г.

[4] “Программа по повышению основных финансовых знаний общественности на национальном уровне” Приложение совместного приказа № 47 от 2015 г. президента Монголбанка, Министра Финансов, Министра образования, культуры, науки, комитета финансового регулирования.

[5]  Р. Намжилдагва, Теория и модель обучения, 2014. с 62-63.